Видео про СПУ 2П25 ЗРК "КУБ"

Иные транспортные средства, пригодные для перевозки джиперов

Видео про СПУ 2П25 ЗРК "КУБ"

Сообщениеkovlagen 12 июл 2010, 22:29

Sa6_1.jpg
Sa6_1.jpg (20.39 КБ) Просмотров: 9846

SA-6.jpg
SA-6.jpg (35.4 КБ) Просмотров: 9888

Куб (индекс ГРАУ — 2К12, по классификации НАТО — SA-6 Gainful (русск. Выгодный)) — советский зенитно-ракетный комплекс. Разработан в ОКБ-15 ГКАТ (филиал НИИ-17) (ныне НИИ Приборостроения им. В. В. Тихомирова).

Серийное производство боевых средств комплекса всех модификаций было организовано:
самоходных установок разведки и наведения — на Ульяновском механическом заводе Минрадиопрома
самоходных пусковых установок — на Машиностроительном заводе им. М. И. Калинина Минавиапрома (МАП)
зенитных управляемых ракет — на Долгопрудненском машиностроительном заводе МАП.

Включает в себя одну самоходную установку разведки и наведения (СУРН 1С91), кабину приёма целеуказания (КПЦ 9С417) и 4 самоходные пусковые установки (СПУ 2П25). На каждой пусковой установке размещено по 3 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 3M9. Самоходная установка разведки и наведения и самоходные пусковые установки смонтированы на гусеничных шасси типа ГМ, производства ОКБ-40 (позже ММЗ, сейчас Метровагонмаш), кабина приёма целеуказания смонтирована на шасси автомобиля ЗиЛ-131.

«Куб» разрабатывался как средство ПВО для прикрытия танковых и мотострелковых дивизий Советской Армии. В состав дивизии входил зенитный ракетный полк, вооружённый пятью ЗРК «Куб».

Технические характеристики комплекса «Куб» обеспечивали обнаружение воздушных целей на дальностях до 65 км и их обстрел на дистанциях от 4,5 до 23,5 км и в диапазоне высот до 14000 м. Основными целями для ЗРК «Куб» являлись самолёты и крылатые ракеты со скоростями до 600 м/с (на встречных курсах). Последние модификации комплекса («Куб-М3») обеспечивали обстрел целей типа вертолёт в режиме зависания в воздухе.

При разработке комплекса «Куб» закладывались авиационные принципы — максимальная отдача при минимальном размере. В своём классе комплекс получился одним из наиболее компактных.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Куб_(зенитный_ракетный_комплекс)

История создания

Cамоходный зенитный ракетный комплекс "Куб" (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном - танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах.

Разработка ЗРК "Куб" была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Головным разработчиком комплекса определили ОКБ-15 ГКАТ. Ранее это был филиал основного разработчика самолетных РЛС - НИИ-17 ГКАТ, размещенный поблизости от Летно-испытательного института в подмосковном Жуковском. Вскоре ОКБ-15 передали в ГКРЭ, несколько раз меняли его наименование и, наконец, преобразовали в Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) Министерства радиотехнической промышленности (МРТП).

Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, в прошлом - создателя первой советской самолетной РЛС "Гнейс-2" и ряда других станций. Эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года - И.Г.Акопян).

Самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, которое ранее занималось разработкой технологического оборудования для технических подразделений ракетных частей. Затем его преобразовали в ГосКБ компрессорного машиностроения (ГКБКМ) МАП в настоящее время, именуемое НПП "Старт".

Гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода - (ММЗ) Московского областного СНХ, в дальнейшем получившем наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения, а ныне КБ, входящее в ПО "Метровагонмаш". Главный конструктор шасси Н.А.Астров, еще до Великой Отечественной войны разработал легкий танк, а в послевоенные годы проектировал, в основном, бронетранспортеры и самоходные артиллерийские установки.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, первоначально специализировавшемуся в области авиационного стрелкового и бомбового вооружения и уже успевшему накопить определенный опыт при разработке ракеты класса "воздух-воздух" К-7. Впоследствии эту организацию преобразовали в ГосМКБ "Вымпел" МАП. Разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Работы по комплексу должны были обеспечить выход ЗРК "Куб" на совместные испытания во II кв. 1961 г. Они затянулись и завершились с почти пятилетним опозданием от плановых сроков, отстав на два года от практически одновременно начатых работ по комплексу "Круг". Свидетельством драматичности истории создания комплекса "Куб" стало отстранение от должностей главных конструкторов как комплекса в целом, так и входящей в его состав ракеты в самый напряженный момент работ.

Основная трудность создания комплекса определялась новизной и сложностью принятых в разработку технических решений.

В отличие от комплекса "Круг" для боевых средств ЗРК "Куб" использовались гусеничные шасси более легкой весовой категории, аналогичные примененным для зенитных самоходных артиллерийских установок "Шилка". При этом все радиотехнические средства размещались не на двух машинах, как в ЗРК "Круг", а на одном так называемом "самоходе А". "Самоход Б" - самоходная пусковая установка - нес три ракеты вместо двух в комплексе "Круг".

Очень сложные задачи решались и при создании зенитной ракеты. Сверхзвуковой прямоточный двигатель работал не на жидком, а на твердом топливе. Это исключало возможность регулирования расхода топлива в соответствии со скоростью и высотой полета ракеты. Кроме того, ракета была выполнена без отделяемых ускорителей - заряд стартового двигателя размещался в объеме камеры дожигания прямоточного двигателя. Впервые на зенитной ракете подвижного комплекса полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения заменила аппаратуру командного радиоуправления.
http://pvo.guns.ru/kub/kub.htm


Зенитный ракетный комплекс 2К12 “Куб”

Разработка ЗРК “Куб” была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Cамоходный зенитный ракетный комплекс “Куб” (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном – танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах. Комплекс “Куб” должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Разработчиком ЗРК “Куб” в целом был определен Научно-исследовательский институт приборостроения, эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года – И.Г.Акопян). Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода – (ММЗ) Московского областного СНХ, главный конструктор шасси Н.А.Астров. Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, разработка ракеты комплекса “Куб” была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Первые испытания комплекса, начатые в конце 1959 года, выявили ряд недостатков:

недостаточная можность привода ГСН и некачественное исполнение ее обтекателя;
неудачная конструкция воздухозаборников;
некачественное теплозащитное покрытие внутренней поверхности титанового корпуса камеры дожигания, в резальтате вместо титана стали использовать сталь.
Последовали так называемые “оргвыводы”. В августе 1961 г. И.И.Торопова сменили на А.Л.Ляпина, в январе 1962 г. место трижды лауреата Сталинской премии В.В.Тихомирова занял Ю.Н.Фигуровский. Однако разгон зачинателей разработки не привел к ускорению работ. К началу 1963 г. из 83 запущенных ракет только 11 были оснащены ГСН. При этом удачно завершилось всего 3 пуска.

В 1964 г. пуски ракет проводились в более или менее штатном исполнении, но наземные средства ЗРК еще не укомплектовали аппаратурой связи, увязки взаимного местоположения. К середине апреля 1964 г. провели первый успешный пуск ракеты, укомплектованной боевой частью. Удалось сбить мишень – Ил-28, летящий на средней высоте. В дальнейшем пуски были, как правило, удачными, а точность наведения ракет на цель просто восхищала участников испытаний. С января 1965 г.по июнь 1966 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И.Финогенов) под руководством комиссии, которую возглавлял Н.А.Карандеев, провели совместные испытания комплекса.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 г. комплекс был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск.

В состав ЗРК “Куб” входят следующие боевые средства:

Зенитная управляемая ракета 3М9;
Cамоходная установка разведки и наведения 1С91;
Самоходная пусковая установка 2П25.


ЗУР 3М9 Как и ЗУР комплекса “Круг”, ракета 3М9 выполнена по схеме “поворотное крыло”. Однако, в отличие от ракеты ЗМ8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод вместо гидравлического.

Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру миделя ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее – аппаратура автопилота и двигатель.

Ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой. Впереди располагался камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.

В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени – обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.

Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.

Cамоходная установка разведки и наведения 1С91
В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91 входили две радиолокационные станции – РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1C11 и РЛС сопровождения цели и подсвета 1С31, а также средства, обеспечивающие опознание целей, навигацию, топопривязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, телевизионно- оптический визир, автономный источник электропитания (использовался газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенны и горизонтирования.

Антенны РЛС располагались в два яруса – сверху антенна станции 1С31, ниже – 1C11 – и могли вращаться по азимуту независимо друг от друга. Для уменьшения высоты самохода на марше цилиндрическое основание антенных устройств убиралось внутрь корпуса гусеничной машины, а антенное устройство РЛС 1С31 разворачивалось вниз, располагаясь позади антенны станции 1С11.

Станция 1С11 представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора – 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными приемо-передающими каналами, излучатели которых были установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение, опознание цели и целеуказание станции сопровождения и подсвета обеспечивалось при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м при импульсной мощности излучения 600 кВт в каждом канале, чувствительности при-емников порядка 10Е-13 Вт, ширине лучей по азимуту около 1 град и суммарном секторе обзора по углу места около 20 град. Для обеспечения помехозащищенности в станции 1С11 были предусмотрены:

системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех
ручная регулировка усиления приемных каналов;
модуляция частоты повторения импульсов;
перестройка частоты передатчиков.
Станция 1С31 также состояла из двух каналов с излучателями, установленными в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны – сопровождения цели и подсветка цели. По каналу сопровождения цели станция имела импульсную мощность 270 кВт, чувствительность приемника порядка 10Е-13 Вт, ширину луча около 1 град. Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляла около 0,5 д.у., по дальности – около 10 м. Станция могла захватывать на автосопровождение самолет типа “Фантом-2″ с вероятностью 0,9 на дальности до 50 км. Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой СДЦ с программным изменением частоты повто-рения импульсов, от активных помех – использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции. В том случае, если станция 1С31 все-таки подавлялась помехами, можно было сопровождать цель по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от РЛС 1C11. В станции предусмотрели специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (и облучения ГСН ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания и обеспечивал надежную работу ГСН ракеты.

Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещалась на шасси ГМ-568. Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

Самоходная пусковая установка 2П25
На самоходной пусковой установке 2П25, размещенной на шасси ГМ-578 устанавливались лафеты с тремя направляющими для ракет и электрическими силовыми следящими приводами, счетно-решающий прибор, аппаратура навигации, топопривязки, телекодовой связи, предстартового контроля ЗУР, автономный газотурбинный электроагрегат. Электрическая стыковка самоходной пусковой установки с ракетой производилась посредством двух разъемов ракеты, которые срезались с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке. Предстартовое наведение ракет в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью производилось приводами лафета, отрабатывающими данные от самоходной установки разведки и наведения, которые поступали на самоходную пусковую установку по радиотелекодовой линии связи.

В транспортном положении ЗУР располагались хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки. Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5 т.
http://www.snariad.ru/pvo/cub/

Ну и видео применения пусковой установки в мирных, научно-исследовательских целях. ;) :tank:
Снимал наш сотрудник Артемов Артем в 2002 году.
Монтировал студент (тогда еще) Торгашин Евгений.
В кадрах мелькают наши сотрудники и студенты :-)
ftp://4x4.tomsk.ru/1_KLIPY_RAZNYE/M_2002_9st_2ch.wmv
Аватара пользователя
kovlagen
Хороший человекХороший человекХороший человек
Необузданный флудер
 
Возраст: 47
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 05 апр 2008, 22:44
Откуда: Томск
Авто: RAV-4(I)
Пол: Мужской

Видео про СПУ 2П25 ЗРК "КУБ"

СообщениеWasilih 12 июл 2010, 22:48

и кому дискотеку крутили? %)
Аватара пользователя
Wasilih
Весьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человек
Безназванец
 
Возраст: 54
Сообщения: 13784
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 10:31
Откуда: Северск
Авто: теперь только Волга и маленький УАЗка
Пол: Мужской

Видео про СПУ 2П25 ЗРК "КУБ"

СообщениеMakler 12 июл 2010, 22:52

kovlagen, ты за рычагами был?
Аватара пользователя
Makler
Хороший человекХороший человек
Студент
 
Возраст: 32
Сообщения: 2617
Зарегистрирован: 23 июн 2008, 21:55
Авто: брдм
Пол: Мужской

Видео про СПУ 2П25 ЗРК "КУБ"

Сообщениеkovlagen 13 июл 2010, 09:39

Wasilih писал(а):и кому дискотеку крутили? %)

потенциальным "врагам" %)

Makler писал(а):
kovlagen, ты за рычагами был?

йа,йа :tank:
Аватара пользователя
kovlagen
Хороший человекХороший человекХороший человек
Необузданный флудер
 
Возраст: 47
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: 05 апр 2008, 22:44
Откуда: Томск
Авто: RAV-4(I)
Пол: Мужской


Вернуться в Другие

Сейчас на 4x4.tomsk.ru

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0