2008 год / №10 (404)
Два мира, два УАЗа
Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ |Фото автора, Сергея МАМИНА и компании Sollers
--------------------------------------------------------------------------------
С момента нашего последнего визита на УАЗ (см. АР №13—14, 2003) прошло ровно пять лет. За это время изменилось многое. Объемы производства с тех пор сначала падали, потом стали расти вновь. Поставлен на конвейер Патриот, запущен современный окрасочный комплекс… Чем живет нынче Ульяновский автозавод, каковы перспективы?
В минувшем году на родине Ильича выпущено 72 тысячи автомобилей — на 13% больше, чем годом ранее. Есть рост! Правда, в советские времена УАЗ делал по 100—110 тысяч машин ежегодно, но при этом львиная их доля приходилась на госзаказы. Но теперь, хотя государство и заказывает у УАЗа около восьми тысяч вездеходов в год, основа выпуска — машины, поступающие в свободную продажу. А флагман модельного ряда — УАЗ Патриот. Вернее, UAZ Patriot, в котором все больше доля иностранных комплектующих и ноу-хау.
Патриоту на УАЗе отведено все самое лучшее. Автоматическая сварочная линия с роботами немецкой фирмы Kuka была смонтирована еще в 90-х годах, когда готовился к производству провалившийся Симбир, но при освоении Патриота к ней добавились два роботизированных комплекса для зафланцовки дверей. В январе 2005 года был запущен современный окрасочный комплекс Eisenmann (более 20 млн долларов). Специально для выпуска Патриота за 5 млн долларов была модернизирована первая из двух нитей толкающего штангового конвейера, запущенная на УАЗе еще в 1962 году, — улучшена эргономика рабочих мест, а участок заправки моторов жидкостями переведен в подвальное помещение, откуда двигатели извлекаются через огромный люк с помощью кран-балки и устанавливаются на раму без остановки конвейера.
А еще на УАЗе одними из первых в России стали внедрять принципы «бережливого производства» по образу и подобию знаменитой производственной системы Toyota — для чего даже были привлечены консультанты из японских фирм Streamline Strategy Japan и Culman Co, давних тойотовских партнеров. Результаты вроде есть: система поставок «точно в срок» позволила уменьшить средний запас деталей и комплектующих в сборочном цехе с пятидневной до двухчасовой нормы, на 40% сократились простои сборочных конвейеров, на 18% снижено время производственного цикла. Практикуется и кайзен — в прошлом году экономический эффект от 16 тысяч внедренных кайзен-предложений достиг 28 млн рублей.
А есть ли андон — сигнальная система, которая дает каждому рабочему право оперативно остановить конвейер для исправления брака? Увы, нет. Вместо этого уазовцы с гордостью показывают обычный для каждого автозавода контрольно-испытательный участок со стендами для проверки геометрии подвески, тормозов и дождевальной камерой: он появился в конце конвейера, где собирают Патриоты и Хантеры, только в 2006 году (на это было потрачено 2 млн долларов).
Сам Патриот постоянно модернизируется. Например, недавно у машин исчезли муфты подключения передних колес (теперь между полуосями и колесами постоянная жесткая связь) и изменены поводки стеклоочистителей (для облегчения работы приводного электромотора). Двигатель ЗМЗ-409 приведен к стандартам Евро-3: у него новые программа управления, топливная аппаратура и дроссельная заслонка с электронным управлением. Готовится версия и под Евро-4. А вместо многострадального отечественного «конвертированного» дизельного мотора ЗМЗ-514 уже летом под капотами пилотной партии Патриотов окажется турбодизель IVECO F1A объемом 2,2 л (115 л.с. и 270 Нм) — такой же, как у малотоннажников IVECO Daily. Мелкосерийный выпуск дизельных Патриотов начнется в августе, а до конца года будет сделано около тысячи машин.
Усовершенствованы система охлаждения двигателя (два вентилятора вместо одного) и каркас передней части кузова. У косозубой раздаточной коробки, которая с рождения страдала самовыключением понижающей передачи, изменен угол наклона зубьев и введен дополнительный фиксатор рычага переключения. Поможет ли? Кроме того, теперь все Патриоты оснащаются усилителями руля Delphi вместо ZF (а не только машины с кондиционерами, как ранее) и модернизированными главными и рабочими цилиндрами сцепления. А вакуумные усилители тормозов поставляет белорусская фирма Fenox.
А как насчет исправления ошибки в программе управления АБС Bosch, которую эксперты Авторевю обнаружили во время теста (см. АР №24, 2007)? При попытке остановить Патриот на подъеме после движения с пробуксовкой педаль тормоза при нажатии вставала колом, давление в колесные цилиндры не подавалось — и тяжелый внедорожник беспомощно скатывался вниз!
Как показали дополнительные заводские тесты, которые ульяновцы провели после публикации АР, время отключения тормозной системы после длительной пробуксовки может достигать 10 секунд. Очень опасно! В чем причина? Заводчане отмалчиваются, но нам стало известно, что доводку программы управления АБС для Патриота компания Bosch поручила… студенту-практиканту. В принципе это обычная практика для крупных компаний, которым фирмы «третьего мира» заказывают какие-нибудь малобюджетные работы. Но странно, что ни тесты самой фирмы Bosch, ни заводские испытания УАЗа этой прорехи в программном обеспечении не выявили.
Так что по-прежнему ждем от УАЗа решения проблемы — и объявления отзывной кампании всех Патриотов с АБС, выпущенных с декабря 2006 года.
Но пока уазовцы с куда большей охотой рассказывают о том, что в заводскую комплектацию Патриота войдут сигнализация и магнитола, установкой которых сейчас занимаются дилеры, а в багажнике появится сетка для фиксации поклажи. Как говорят менеджеры компании Sollers (бывшая Северсталь-Авто, куда входит УАЗ), именно таких изменений хотят клиенты — это показывают результаты опросов, которым сейчас уделяется немалое внимание. А еще с этого года усилено наблюдение за дилерами: в компании Sollers очень хотели бы продавать Патриоты цивилизованно — в «брендированных» автосалонах, отвечающих списку стандартов из трехсот пунктов и ежемесячно подвергающихся тайным проверкам. Но пока это только планы — ведь даже в столице Патриоты продаются в «обезличенных» мультибрендовых салонах и на открытых площадках бок о бок с Хантерами и «буханками».
А как поживают они — «козлики» УАЗ Хантер и старые машины бескапотного семейства?
Это кажется странным, но УАЗ словно поделен на два мира. В первом живет Его величество UAZ Patriot — на модернизацию которого тратится около 450 млн рублей в год, ради которого переоснащена одна из двух ниток конвейера и учрежден контрольно-испытательный участок. В этот же мир попал и Хантер: «козлики» собирают на одной нитке с Патриотами. Но Охотнику достаются лишь объедки со стола Его величества Патриота: ни АБС, ни кондиционера, ни улучшенных узлов тормозной системы и трансмиссии… Модернизацией Хантера занимаются «по остаточному принципу» и только в том случае, если удачное решение можно без особых затрат «перенести» с Патриота. Например, с 2006 года на Хантеры ставят пятиступенчатые коробки передач Dymos — такие же, как на Патриотах.
Между тем Хантеров выпускается 17 тысяч в год, а Патриотов — всего около 12 тысяч, хотя первоначальный план предусматривал 33 тысячи новых внедорожников ежегодно. Ведь стране по-прежнему нужен простой и дешевый вездеход!
А во втором уазовском мире доживают свой век машины бескапотного семейства, на которые приходится более половины всего объема выпуска (около 40 тысяч в прошлом году). Сегодня ветераны оснащаются двигателями УМЗ-4213 с впрыском (2,9 л, 99 л.с.), отвечающими нормам Евро-3, и косозубыми «раздатками», хотя в остальном это все те же дубовые «буханки» и «головастики», что и тридцать лет назад. Их собирают на старой нитке конвейера, почти не изменившейся с 70-х годов. Кузова красят вручную — хотя комплекс Eisenmann теоретически рассчитан на 80 тысяч машин в год.
А ведь именно «буханки» приносят УАЗу основную прибыль — они фактически кормят завод, не требуя при этом серьезных вложений! И выпуск этих машин будет продолжаться как минимум до середины 2010 года: до тех пор, пока не вступят в силу новые правила сертификации автомобилей с двумя обязательными краш-тестами по европейским правилам.
Что будет с УАЗом, когда сертификационные нормы погубят «второй мир»? Жить Хантерами и Патриотами завод не сможет. Дорогие пикапы на базе Патриота вряд ли заменят «буханки» и «головастики». Неужели остается одно — союз с зарубежным автопроизводителем и сборка иномарок?
Об этом в компании Sollers публично ничего не говорят. Пока не говорят.
Грузовички Cargo УАЗ-23602 грузоподъемностью 800 кг на базе Патриота проходили испытания еще пять лет назад (см. АР №13—14, 2003), но в серийное производство пошли только в прошлом году. Это шасси Патриота с растянутой до 3000 мм колесной базой, «купированной» кабиной и платформой с деревянным полом и металлическими откидными бортами. Цены на UAZ Cargo начинаются от 330 тысяч рублей за шасси с кабиной и от 340 тысяч рублей за бортовую модификацию. Между тем владельцем длиннобазного «головастика» УАЗ-33036 грузоподъемностью 1000 кг можно стать всего за 270 тысяч рублей. В этом году будет сделано 3000 грузовичков Cargo, а летом УАЗ представит серийный пикап с двухместной кабиной.
http://www.4x4info.ru/