Два мира, два УАЗа

Новости по автомобильной тематике, новинки автомобилестроения и т.п.

Два мира, два УАЗа

СообщениеWasilih 01 июл 2008, 16:35

2008 год / №10 (404)

Два мира, два УАЗа

Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ |Фото автора, Сергея МАМИНА и компании Sollers

--------------------------------------------------------------------------------

С момента нашего последнего визита на УАЗ (см. АР №13—14, 2003) прошло ровно пять лет. За это время изменилось многое. Объемы производства с тех пор сначала падали, потом стали расти вновь. Поставлен на конвейер Патриот, запущен современный окрасочный комплекс… Чем живет нынче Ульяновский автозавод, каковы перспективы?

В минувшем году на родине Ильича выпущено 72 тысячи автомобилей — на 13% больше, чем годом ранее. Есть рост! Правда, в советские времена УАЗ делал по 100—110 тысяч машин ежегодно, но при этом львиная их доля приходилась на госзаказы. Но теперь, хотя государство и заказывает у УАЗа около восьми тысяч вездеходов в год, основа выпуска — машины, поступающие в свободную продажу. А флагман модельного ряда — УАЗ Патриот. Вернее, UAZ Patriot, в котором все больше доля иностранных комплектующих и ноу-хау.

Патриоту на УАЗе отведено все самое лучшее. Автоматическая сварочная линия с роботами немецкой фирмы Kuka была смонтирована еще в 90-х годах, когда готовился к производству провалившийся Симбир, но при освоении Патриота к ней добавились два роботизированных комплекса для зафланцовки дверей. В январе 2005 года был запущен современный окрасочный комплекс Eisenmann (более 20 млн долларов). Специально для выпуска Патриота за 5 млн долларов была модернизирована первая из двух нитей толкающего штангового конвейера, запущенная на УАЗе еще в 1962 году, — улучшена эргономика рабочих мест, а участок заправки моторов жидкостями переведен в подвальное помещение, откуда двигатели извлекаются через огромный люк с помощью кран-балки и устанавливаются на раму без остановки конвейера.

А еще на УАЗе одними из первых в России стали внедрять принципы «бережливого производства» по образу и подобию знаменитой производственной системы Toyota — для чего даже были привлечены консультанты из японских фирм Streamline Strategy Japan и Culman Co, давних тойотовских партнеров. Результаты вроде есть: система поставок «точно в срок» позволила уменьшить средний запас деталей и комплектующих в сборочном цехе с пятидневной до двухчасовой нормы, на 40% сократились простои сборочных конвейеров, на 18% снижено время производственного цикла. Практикуется и кайзен — в прошлом году экономический эффект от 16 тысяч внедренных кайзен-предложений достиг 28 млн рублей.

А есть ли андон — сигнальная система, которая дает каждому рабочему право оперативно остановить конвейер для исправления брака? Увы, нет. Вместо этого уазовцы с гордостью показывают обычный для каждого автозавода контрольно-испытательный участок со стендами для проверки геометрии подвески, тормозов и дождевальной камерой: он появился в конце конвейера, где собирают Патриоты и Хантеры, только в 2006 году (на это было потрачено 2 млн долларов).

Сам Патриот постоянно модернизируется. Например, недавно у машин исчезли муфты подключения передних колес (теперь между полуосями и колесами постоянная жесткая связь) и изменены поводки стеклоочистителей (для облегчения работы приводного электромотора). Двигатель ЗМЗ-409 приведен к стандартам Евро-3: у него новые программа управления, топливная аппаратура и дроссельная заслонка с электронным управлением. Готовится версия и под Евро-4. А вместо многострадального отечественного «конвертированного» дизельного мотора ЗМЗ-514 уже летом под капотами пилотной партии Патриотов окажется турбодизель IVECO F1A объемом 2,2 л (115 л.с. и 270 Нм) — такой же, как у малотоннажников IVECO Daily. Мелкосерийный выпуск дизельных Патриотов начнется в августе, а до конца года будет сделано около тысячи машин.

Усовершенствованы система охлаждения двигателя (два вентилятора вместо одного) и каркас передней части кузова. У косозубой раздаточной коробки, которая с рождения страдала самовыключением понижающей передачи, изменен угол наклона зубьев и введен дополнительный фиксатор рычага переключения. Поможет ли? Кроме того, теперь все Патриоты оснащаются усилителями руля Delphi вместо ZF (а не только машины с кондиционерами, как ранее) и модернизированными главными и рабочими цилиндрами сцепления. А вакуумные усилители тормозов поставляет белорусская фирма Fenox.

А как насчет исправления ошибки в программе управления АБС Bosch, которую эксперты Авторевю обнаружили во время теста (см. АР №24, 2007)? При попытке остановить Патриот на подъеме после движения с пробуксовкой педаль тормоза при нажатии вставала колом, давление в колесные цилиндры не подавалось — и тяжелый внедорожник беспомощно скатывался вниз!

Как показали дополнительные заводские тесты, которые ульяновцы провели после публикации АР, время отключения тормозной системы после длительной пробуксовки может достигать 10 секунд. Очень опасно! В чем причина? Заводчане отмалчиваются, но нам стало известно, что доводку программы управления АБС для Патриота компания Bosch поручила… студенту-практиканту. В принципе это обычная практика для крупных компаний, которым фирмы «третьего мира» заказывают какие-нибудь малобюджетные работы. Но странно, что ни тесты самой фирмы Bosch, ни заводские испытания УАЗа этой прорехи в программном обеспечении не выявили.

Так что по-прежнему ждем от УАЗа решения проблемы — и объявления отзывной кампании всех Патриотов с АБС, выпущенных с декабря 2006 года.

Но пока уазовцы с куда большей охотой рассказывают о том, что в заводскую комплектацию Патриота войдут сигнализация и магнитола, установкой которых сейчас занимаются дилеры, а в багажнике появится сетка для фиксации поклажи. Как говорят менеджеры компании Sollers (бывшая Северсталь-Авто, куда входит УАЗ), именно таких изменений хотят клиенты — это показывают результаты опросов, которым сейчас уделяется немалое внимание. А еще с этого года усилено наблюдение за дилерами: в компании Sollers очень хотели бы продавать Патриоты цивилизованно — в «брендированных» автосалонах, отвечающих списку стандартов из трехсот пунктов и ежемесячно подвергающихся тайным проверкам. Но пока это только планы — ведь даже в столице Патриоты продаются в «обезличенных» мультибрендовых салонах и на открытых площадках бок о бок с Хантерами и «буханками».

А как поживают они — «козлики» УАЗ Хантер и старые машины бескапотного семейства?

Это кажется странным, но УАЗ словно поделен на два мира. В первом живет Его величество UAZ Patriot — на модернизацию которого тратится около 450 млн рублей в год, ради которого переоснащена одна из двух ниток конвейера и учрежден контрольно-испытательный участок. В этот же мир попал и Хантер: «козлики» собирают на одной нитке с Патриотами. Но Охотнику достаются лишь объедки со стола Его величества Патриота: ни АБС, ни кондиционера, ни улучшенных узлов тормозной системы и трансмиссии… Модернизацией Хантера занимаются «по остаточному принципу» и только в том случае, если удачное решение можно без особых затрат «перенести» с Патриота. Например, с 2006 года на Хантеры ставят пятиступенчатые коробки передач Dymos — такие же, как на Патриотах.

Между тем Хантеров выпускается 17 тысяч в год, а Патриотов — всего около 12 тысяч, хотя первоначальный план предусматривал 33 тысячи новых внедорожников ежегодно. Ведь стране по-прежнему нужен простой и дешевый вездеход!

А во втором уазовском мире доживают свой век машины бескапотного семейства, на которые приходится более половины всего объема выпуска (около 40 тысяч в прошлом году). Сегодня ветераны оснащаются двигателями УМЗ-4213 с впрыском (2,9 л, 99 л.с.), отвечающими нормам Евро-3, и косозубыми «раздатками», хотя в остальном это все те же дубовые «буханки» и «головастики», что и тридцать лет назад. Их собирают на старой нитке конвейера, почти не изменившейся с 70-х годов. Кузова красят вручную — хотя комплекс Eisenmann теоретически рассчитан на 80 тысяч машин в год.

А ведь именно «буханки» приносят УАЗу основную прибыль — они фактически кормят завод, не требуя при этом серьезных вложений! И выпуск этих машин будет продолжаться как минимум до середины 2010 года: до тех пор, пока не вступят в силу новые правила сертификации автомобилей с двумя обязательными краш-тестами по европейским правилам.

Что будет с УАЗом, когда сертификационные нормы погубят «второй мир»? Жить Хантерами и Патриотами завод не сможет. Дорогие пикапы на базе Патриота вряд ли заменят «буханки» и «головастики». Неужели остается одно — союз с зарубежным автопроизводителем и сборка иномарок?

Об этом в компании Sollers публично ничего не говорят. Пока не говорят.

Грузовички Cargo УАЗ-23602 грузоподъемностью 800 кг на базе Патриота проходили испытания еще пять лет назад (см. АР №13—14, 2003), но в серийное производство пошли только в прошлом году. Это шасси Патриота с растянутой до 3000 мм колесной базой, «купированной» кабиной и платформой с деревянным полом и металлическими откидными бортами. Цены на UAZ Cargo начинаются от 330 тысяч рублей за шасси с кабиной и от 340 тысяч рублей за бортовую модификацию. Между тем владельцем длиннобазного «головастика» УАЗ-33036 грузоподъемностью 1000 кг можно стать всего за 270 тысяч рублей. В этом году будет сделано 3000 грузовичков Cargo, а летом УАЗ представит серийный пикап с двухместной кабиной.

http://www.4x4info.ru/
Вложения
9C7B6441_1024.jpg
УАЗ-33036 (на фото справа)
9C7B6441_1024.jpg (99.64 КБ) Просмотров: 2509
_MG_6453_1024.jpg
УАЗ-23602 Cargo
_MG_6453_1024.jpg (78.49 КБ) Просмотров: 2506
_KOK4578_750.jpg
Новый контрольно-испытательный участок проходят только Патриоты, Хантеры и новые грузовички Cargo
_KOK4578_750.jpg (111.04 КБ) Просмотров: 2492
_KOK4703_750.jpg
После прохождения контрольно-испытательного участка автомобили выпускают на 150-метровую испытательную трассу с тарированными неровностями — здесь выявляются стуки и скрипы
(173.11 КБ) Скачиваний: 205
IMG_9148_1024.jpg
Для военных до сих пор выпускаются классические УАЗы с полностью рессорной подвеской, карбюраторным мотором, четырехступенчатой коробкой передач, тентом и металлическими бамперами. За первые четыре месяца этого года было сделано около 600 таких машин
IMG_9148_1024.jpg (95.4 КБ) Просмотров: 2477
_KOK4477_1024.jpg
Кузова всех УАЗов собираются на отдельных конвейерах и в полностью укомплектованном виде приходят в цех сборки. Аналогично поступают с силовыми агрегатами и мостами. Подобная модульная сборка автомобилей практикуется на большинстве «грузовых» заводов во всем мире
_KOK4477_1024.jpg (102.41 КБ) Просмотров: 2469
_KOK4894_1024.jpg
Сборка автомобиля на главном конвейере начинается с установки на раму элементов подвески и мостов. После этого рама переворачивается и на нее монтируются силовой агрегат и кузов. Заключительный этап — установка колес
_KOK4894_1024.jpg (123.85 КБ) Просмотров: 2452
TASS_179896_1024.jpg
Окрасочный комплекс Eisenmann: роботы красят только наружную часть кузова, а окраска труднодоступных мест вроде подкапотного пространства и проемов дверей производится вручную из обычных краскопультов. Лакокрасочные материалы — словенской фирмы PPG Helios. Единовременно кузова могут окрашиваться в девять разных цветов, причем переход с одного цвета на другой происходит всего за 20 секунд, а ввод нового цвета занимает четыре дня (Фото ИТАР-ТАСС)
TASS_179896_1024.jpg (70.78 КБ) Просмотров: 2456
old-foto-2_750.jpg
old-foto-2_750.jpg (144.04 КБ) Просмотров: 2458
_KOK4722_750.jpg
Главный сборочный цех до модернизации (фото внизу) и после нее. Изменения минимальны: роликовые стеллажи для размещения комплектующих, более удобная разноцветная пластмассовая тара, спиральные шланги у пневмоинструмента, новая система освещения и напольная разметка, более крупное электронное табло. Главное — стало чище
_KOK4722_750.jpg (128.41 КБ) Просмотров: 2462
Аватара пользователя
Wasilih
Весьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человек
Безназванец
 
Возраст: 54
Сообщения: 13784
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 10:31
Откуда: Северск
Авто: теперь только Волга и маленький УАЗка
Пол: Мужской

Два мира, два УАЗа

СообщениеРомик 18 фев 2009, 18:08

НУ нечё, хотя для военых уже надо хантеры делать, а то какие-то отстающие получаються! :roll:
Ромик
По теме пишет
Читатель
 
Возраст: 30
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 13 янв 2009, 22:38
Откуда: Тегульдет
Авто: Отцовский UAZ HUNTER
Пол: Мужской

Два мира, два УАЗа

СообщениеИнженер 26 апр 2009, 00:30

Ромик писал(а):НУ нечё, хотя для военых уже надо хантеры делать, а то какие-то отстающие получаються! :roll:


Зачем военным этот недожип!
Аватара пользователя
Инженер
ПадонакПадонакПадонакПадонакПадонакПадонакПадонакПадонакПадонакПадонак
Межгалактичезкий инжынер
 
Возраст: 49
Сообщения: 18609
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 21:38
Откуда: Ис Космаса, преземлилсо ф Томске.
Авто: МЯСНОЙ БУЛЬДОЗЕР, БОНЕВУР и ГОНАШНЫЙ ВАГОН
Пол: Мужской


Вернуться в Автоновости

Сейчас на 4x4.tomsk.ru

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0