Связь на большой дороге

На заметку джиперу

Связь на большой дороге

СообщениеWasilih 15 июн 2009, 23:09

Связь на большой дороге
1.jpg
1.jpg (24.78 КБ) Просмотров: 3445

Александр Патрабой
Гражданский диапазон - так звучит перевод английского словосочетания Citizen"s Band, сокращенно - СВ (Си-Би). Это словосочетание на слуху у всех любителей радиосвязи, в том числе - у водителей.
История.
В 1945 году в CША состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460 — 470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. В 1947 году вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков — класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной — дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.
Тогда обратили внимание на 11-метровый диапазон (27 МГц), на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны с меньшими потерями проходят через различные препятствия, особенно это заметно в городе. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для гражданской радиосвязи и был позднее выбран диапазон 27 МГц.

В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году — свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей.

Использование 27 МГц, для "гражданской радиосвязи" в Украине стало возможным благодаря двум правовым актам - решению Государственной комиссии по радиочастотам СССР о выделении данного диапазона для гражданского использования (c 30.12.1988) и утверждению Министерством связи СССР правил продажи, регистрации и эксплуатации (1990 год).

Cи-Би-радио самодостаточно, ему не нужна опорная сеть, поэтому вы остаетесь на связи и тогда, когда все мобильники уже давно потеряли связь. Что особенно приятно, удовольствие совершенно бесплатное: сколько хотите, столько и общаетесь, лишь бы аккумулятор был заряжен.

Теория
2.jpg
2.jpg (49.16 КБ) Просмотров: 3452

Си-Би связь не отличается хорошим качеством звука, зато обладает широким спектром возможностей. В большинстве приемо-передатчиков присутствует минимум 40 частотных каналов в диапазоне 26,975 - 27,405 МГц (максимум 800 каналов), что позволяет устанавливать радиосвязь с "мобильными корреспондентами" (грузовой автомобиль, личный автомобиль и т. п.), с удаленными объектами (торговые точки, АЗС и т. д.), при организации различных мероприятий (спортивные соревнования и др.). И это - при минимальных затратах, которые сводятся к приобретению оборудования (от 750 гривень за автомобильную радиостанцию).

Наибольшей популярностью Си-Би-радиосвязь, естественно, пользуется на трассе. Ни один дальнобойщик не отправится в путь без такой радиостанции. 15-й канал сетки "С" в АМ-диапазоне является базовым для связи в дальней дороге: Си-Би позволяет поддерживать постоянный контакт при движении в группе, обращаться за помощью в случае аварий и технических неполадок, а также всегда получать оперативную дорожную информацию (например, пост ГАИ-шников с «Визирем») или помощь при выборе маршрута движения.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Поскольку диапазон 27 МГц находится между KB- и УКВ-диапазонами, он обладает свойствами и того и другого. Как УКВ, Си-Би-радиоволны распространяются по прямой, подобно лучу света, от передающей антенны к приемной (прямая волна). Длина волны около 11 метров, Си-Би-радиоволна способна распространяться и вдоль поверхности земли, огибая ее, что позволяет ей распространяться несколько дальше зоны прямой видимости (земная волна). Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки антенн над местностью, точки установки, вида используемых антенн, поляризации излучения (горизонтальной или вертикальной), мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи, вида используемой модуляции и даже погодных условий. В результате тестирования Си-Би-станций при мощности передатчика 4 - 10 Вт, получаем следующие данные:
<!--[if !vml]-->- автомобиль - автомобиль - 12 - 15 км;
<!--[if !vml]-->- автомобиль - стационар - 14 - 30 км;
<!--[if !vml]-->- стационар - стационар - до 60 км;
<!--[if !vml]-->- автомобиль - носимая - 5 - 7 км;
<!--[if !vml]-->- носимая - стационар - 5 - 10 км;
<!--[if !vml]-->- носимая - носимая - 1 - 3 км.

У нас в стране разрешено использовать частотную (FM), амплитудную (AM) и однополосную модуляцию (SSB). Для связи на небольших расстояниях, в первую очередь в городе, целесообразно использовать FM. Эта частота отличается наиболее качественным звучанием (при условии сильного сигнала) и позволяет подавить большинство помех, носящих амплитудный характер. AM хороша для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал оказывается слабым. При всем этом дальность связи в AM и FM практически одинакова. Для очень больших расстояний рекомендуется использовать SSB. Правда, работа в этой модуляции требует более дорогих радиостанций и высокой квалификации корреспондента. Преимущество SSB перед FM и AM - дальность связи на 50 - 75% больше, что широко используют радиолюбители.
3.jpg
3.jpg (24.68 КБ) Просмотров: 3444

Однако связь земной волной в Си-Би-диапазоне, даже при благоприятных условиях, ограничивается 75 километрами. Для увеличения расстояния необходимо использовать специальную технику: высоконаправленные антенны, репитеры, однополосную модуляцию.

Подобно KB, радиоволна диапазона 27 МГц при определенных условиях может отражаться от ионосферы (отраженная волна). За счет многократных отражений от ионосферы и поверхности земли (многоскачковое распространение) волна способна преодолеть довольно большие расстояния. Дальность связи может быть до нескольких тысяч километров, причем сигналы дальних станций могут быть очень сильными.

<!--[if !vml]--><!--[endif]-->Используемые частоты

Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й. В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появилась вспомогательная сетка частот и соответствующие новые каналы. Они также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по частоте по отношению к основным на 5 кГц. Первый из них получил номер 51 (26960 кГц), следующий — 52 (26970 кГц) и т. д. Позже были введены диапазоны, расширяющие количество каналов до 200 и в некоторых странах даже до 400. Некоторые современные станции (с учетом сдвинутой сетки) поддерживают до 800 каналов.

Для удобства пользователей диапазоны были промаркированы буквами, классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой C. Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: C9 FM (C9E FM, C9R FM) — в нем первой буквой обозначается диапазон, далее номер канала, за ним необязательное обозначение основной (европейской) или вспомогательной (российской) сетки и в конце — используемая модуляция.

Еще тонкость: Alan имеет сдвинутые на одну позицию сетки каналов (сетки - группы из 40 частотных каналов, обозначаются латинскими буквами от A до J). Если вам предлагают связь в канале 5C, то на станции Alan (Midland) следует выставить 5D. Это надо помнить.
4.jpg
4.jpg (18.48 КБ) Просмотров: 3434

Виды модуляции
В Си-Би используется три вида модуляции: AM (amplitude modulation, амплитудная модуляция), FM (frequency modulation, частотная модуляция) и SSB (single sideband, однополосная модуляция). Максимальная дальность связи при использовании АМ и FM модуляции практически одинакова. Большинство пользователей Си-Би диапазона используют FМ- модуляцию, обеспечивающую наиболее качественное звучание. На предельной дальности связи разборчивость при использовании АМ модуляции может оказаться лучше, чем при FM - модуляции. Использование FM-модуляции позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. АМ- модуляция применяется (традиционно) водителями-дальнобойщиками (самая большая группа пользователей Си-Би диапазона, использующих рации с АМ- модуляцией). SSB модуляция предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощности передатчика существенно выше, чем в АМ и FM). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB-модуляцией - необходимость при приёме сигнала ручкой точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента, при этом даже при точной настройке частоты звучание голоса при работе на SSB всё равно остаётся ненатуральным, "синтетическим". Далеко не все станции поддерживают SSB.
Антенна

Основной критерии выбора: длина, качество изготовления и способ крепления.

Длина: антенны короче полутора метров следует из рассмотрения исключить. Полутораметровые - только, если вы сможете внятно объяснить себе, почему вам не подходит более длинная. Нормальная связь начинается при длине антенны от 1700 мм.

Способы крепления: Антенны бывают либо врезными, либо на магнитном основании. Антенны на магнитном основании более практичны с точки зрения безопасности, их гораздо легче установить по центру крыши автомобиля и получить роскошную диаграмму направленности (она более равномерно излучает сигнал по всем сторонам), но при частом съеме-установке они могут протереть краску на крыше. Заземлять антенну на магнитном креплении не следует. Она рассчитана именно на использование без заземления и если вы все-таки умудритесь ее заземлить, качество связи резко ухудшится. При езде по лесной дороге вероятность, что вашу антенну снесет, весьма велика. По закону Мэрфи падающая антенна обязательно процарапает вам крышу и оборвет свой кабель. Врезные антенны более надежны.
5.jpg
5.jpg (21.41 КБ) Просмотров: 3445

Способов закрепить их на машине два. Первый - радикальный. Сверлить крышу и спокойно крепить антенну по центру. Преимущества и недостатки этого варианта очевидны. Второй более гуманный. Покупается кронштейн (на водосток, за крышку багажника, для рейлинга) и антенна крепится к нему. Силуминовые кронштейны покупать не следует. Они менее удобны в установке, менее надежны, имеют свойство ломаться в мороз, и их крепление к водостоку иногда ослабевает настолько, что кронштейн вместе с антенной падает. Гораздо надежнее стальные кронштейны. Они хорошо держат антенну, и сами хорошо держатся на машине. На желобе водостока в месте, куда будет упираться болт крепления кронштейна, следует удалить краску до металла. Только тогда вы получите надежное заземление. После того, как болт будет вкручен до упора, залейте протертое пятнышко мовилем или другим антикором. Ржаветь не будет. Кабель наиболее удобно выводить из салона через вентиляционные отверстия в задней стойке. Он замечательно там протягивается и никому не мешает.

Из экзотики - антенны класса Truck (для установки на грузовик) - две не очень длинных антенны (обычно 120 или 150 см), которые, тем не менее, обеспечивают хорошую дальность связи. По отзывам установщиков, согласовывать их дело неблагодарное, зато смотрится машина с таким комплектом весьма свирепо.

И еще упомянем антенны, в которых нет катушки в пластиковом корпусе. Примером может служить Magnum WA-27, очень хорошая, но редкая антенна. Изготовлена целиком из металла, ломаться там нечему.
6.jpg
6.jpg (19.01 КБ) Просмотров: 3457

О настройке антенны

КСВ (коэффициент стоячей волны), он же SWR -мера согласования. Один из основных параметров, показывающих, насколько грамотно установлена и согласована с рацией антенна. Этот коэффициент показывает, какая доля мощности отданного рацией сигнала ушла в эфир. Измеряется специальным прибором - КСВ- метром. Шкала у него логарифмическая, показывает потери мощности приблизительно так: 0% - 1; 2% - 1,3; 3% - 1,5; 6% - 1,7; 11% -2; 25% - 3; 38% - 4; 70% - 10.

Бывает от 1 (идеал, не бывает) до 3 (плохо, но pаботать непродолжительное время можно), 4…5 — pаботать не pекомендуется вы рискуете испортить рацию. Отличным считается результат, если КСВ равен 1.2, допустимым - 1.4-1.5.

Измерять КСВ следует после того, как рация и антенна установлены на свои места. Положение антенны на корпусе автомобиля так же влияет на значение КСВ, как и ее длина, так что подгонять длину штыря на незакрепленной антенне смысла никакого не имеет.

Методика настройки: КСВ-метр подключается между антенной и рацией (или между антенной и усилителем). Между КСВ-метром и антенной не должно быть больше ни одного устройства. После того, как КСВ-метр установлен, установите рацию в тот канал, в котором предполагаете работать большую часть времени и нажмите клавишу передачи. КСВ-метр покажет, насколько хорошо вы справились с установкой антенны. Если значение КСВ вас не устраивает, ключом-шестигранником ослабьте крепление штыря в катушке, и немного измените его положение (миллиметра на 2-3). Замерьте КСВ снова, запомните, когда параметр был лучше, при удлинении штыря или при его укорачивании. Двигайтесь в нужном направлении, и достигнете успеха.

После того, как КСВ настроен, надо затянуть болт, удерживающий штырь в катушке и можно лаком, либо надфилем сделать пометку на штыре в том месте, где он входит в катушку. Если крепление ослабнет, и длина штыря изменится, будет легко найти нужное положение.

Во время грозы надо убирать или складывать антенну. Если вы ездите на машине с антенной, уложенной вдоль водостока, обмотайте ее кончик изоляционной лентой или наденьте пробку - бережем глаза

Усилитель

Основной задачей усилителя служит увеличение мощности сигнала, подаваемого на антенну. Прибор этот запрещен к использованию, однако все его покупают, маскируют и используют при необходимости. Продавцы, кстати, тоже люди, поэтому не хотят нарываться на неприятности. Усилителей у них в продаже, как правило, не бывает, зато зачастую встречаются антенно-согласующие устройства, которые, выполняют как раз нужные нам функции. Если вы беседуете на очень коротких расстояниях (метров 50-100 и меньше), усилитель лучше выключить. Он будет ощутимо мешать. Усилитель меньше чем на 50 Вт - выброшенные деньги. Хорошо 70-120 Вт, 200 Вт - просто отлично.

Держаться рукой за штырь антенны во время работы с усилителем нельзя - долбанет хорошо. Если вас остановили на посту ГАИ для проверки документов, выключайте усилитель - можно нарваться на технически грамотного сотрудника.

Питание усилителя - тоже напрямик от аккумулятора. Провода питания - медные многожильные 1,5-2 кв. мм. Можно толще. Устанавливается либо под полку пассажира, либо под пластиковую обшивку. В последнем случае тумблер питания выводится на приборную панель.

Использование усилителей мощностью более 4 Вт в Украине незаконно. Тем не менее усилители мощностью 50, 100, 150 Вт имеют достаточно широкое хождение. Вызвано это прежде всего тем, что в больших городах связаться, например, со службой спасения на штатных 4 Вт иногда бывает достаточно сложно.

Ошибочно думать, что если возможна связь на 30 километров при мощности 4 Вт, то элементарно обеспечить связь на 200 километров при 100 Вт. На самом деле, если в зоне прямой радиовидимости при увеличении расстояния в 2 раза сигнал уменьшается в 4 раза, т.е. за ее пределами затухание земной волны идет более интенсивно, и увеличение дальности с 40 до 100 километров требует увеличения мощности в 1000 раз. Как уже говорилось выше, помимо усилителей, на дальность и качество связи влияет установка высокоэффективных антенн, и на практике усилитель мощностью 100 Вт легко заменяется антенной с коэффициентом усиления более 6 дБ. Использование усилителей оправдано на автомобилях, где они в какой-то мере компенсируют низкое расположение и малое усиление автомобильной антенны.
7.jpg
7.jpg (40.63 КБ) Просмотров: 3450

Жизнь
Наибольшей популярностью Си-Би-радиосвязь, пользуется на трассе. Ни один дальнобойщик не отправится в путь без такой радиостанции. 15-й канал сетки "С" в АМ-диапазоне является базовым для связи в дальней дороге: Си-Би позволяет поддерживать постоянный контакт при движении в группе, обращаться за помощью в случае аварий и технических неполадок, а также всегда получать оперативную дорожную информацию (например, пост ГАИ-шников с «Визирем») или помощь при выборе маршрута движения.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Покупка радиостанции

Откровенно плохих радиостанций сейчас практически не выпускают, кроме китайских подделок, тут они тоже есть. Смело можно покупать Alan (он же Midland), President, TTI, Uniden, Yosan, Dragon. Станции надежные, простые в обращении, выходят из строя редко, а даже если ломаются – то все поправимо.

Чтобы потом не жалеть – желательно покупать радиостанции с кнопочным переключением сдвига по частоте по отношению к основным каналам на 5 кГц (в народе нули/пятерки). Традиционно дальнобойщики Украины и Польши работают в «нулях», российские в «пятерках», а именно с ними, как наиболее организованными хозяевами дорог, чаще всего есть возможность провести диалог. OFFROAD клубы пользуются «пятерками».

При покупке надо обратить внимание на размер станции. Далеко не всякую получится установить в авто под центральной консолью. Там где, Alan 78 спокойно помещается, Alan 48 plus уже не влезает. Есть на рынке радиостанции изготовленные под стандарт DIN1 (например, President Johnson II, Midland 220, они же имеют встроенный фронтальный динамик)

Автомобильная станция может быть в 24-вольтовом исполнении это станции для дальнобойщиков, в большегрузных фурах 24 вольта штатное напряжение, а в легковушке без проблем его не получишь. О питании станции: наиболее корректно подключить рацию напрямую к аккумулятору. Все остальные варианты не должны рассматриваться вообще.
8.jpg
8.jpg (47.93 КБ) Просмотров: 3454

В последнее время в части радиостанций появилась новая для Си-Би функция автоматической регулировки уровня шумов, у разных брендов она звучит по разному, но суть одна :

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Auto Squelch Imbedded для корейских радиостанций TTI TCB-550, TTI TCB-771, TTI TCB-660, TTI TCB-1100

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Automatic Squelch Control для линейки радиостанций President Johnson II, President Harry II, President Johnny II, President Walker и других

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Dynamic Squelch Control для линейки радиостанций Uniden PC78ELITE, Uniden PC68ELITE, Uniden PC68XL и других

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->также эту функцию поддерживает корейская радиостанция произведенная для Росии Megajet-3031 M.

Обратите внимание на паспортную выходную мощность. Для автомобильных станций бывают варианты в 1, 2, 4, 8 и 10 Ватт. Одно/двухваттные покупать не следует, четырех- и более можно смело брать, однако, следует помнить, что разрешены станции с мощностью только до 4 Вт. Как правило, 8 Вт выходной мощности передатчиков имеют радиостанции сделанные для российского рынка (у них разрешенная мощность радиостанций 8 Вт). Перевести в режим 10Вт можно перевести радиостанции Midland 220, Alan 8001, President Jackson II ASC, TTI TCB-1100 и другие …..

И днем или ночью - оставайтесь в Си-Би-диапазоне, и ваша дорога станет гладкой, надежной, безопасной и не скучной. Традиционное пожелание Си-Бишников - 73 (семерка-тройка, самые наилучшие пожелания).

http://www.virus-of-freedom.com/index.p ... news=16856
Аватара пользователя
Wasilih
Весьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человек
Безназванец
 
Возраст: 54
Сообщения: 13784
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 10:31
Откуда: Северск
Авто: теперь только Волга и маленький УАЗка
Пол: Мужской

Вернуться в Матчасть

Сейчас на 4x4.tomsk.ru

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1