Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

Лирические материалы на автомобильные темы

Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

СообщениеWasilih 25 ноя 2008, 05:41

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ. ВИД СБОКУ
Автор: За рулем - Сибирь
Опубликовано: 05-11-2008

Трофи-экспедиция "Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм"

Идея автомобильного покорения Восточных Саян в самом неподходящем для этого месте - в районе Тофоларии - в новосибирском Клубе Off Road Master зародилась давно. В 2004 году, совершив архисложное автопервопрохождение в легендарную страну Тофолария, спрятавшуюся от мира за непроходимыми Саянскими хребтами и непролазными моховыми болотами, герои-первопроходцы задумались: если абсолютная непроходимость притофоларских болот, рек и лесов оказалась несколько преувеличенной, то не стоит ли поставить под сомнение и автомобильную неприступность Саян, иногда величаемых Сибирскими Альпами?

Снивелировал сомнения геолог-москвич, как-то прикупивший домик в столице Тофоларии Верхней Гутаре и на момент экспедиции пребывавший в состоянии дачного отпуска. Опытным геологическим глазом столичный отшельник отсканировал местность и "набросал" маршрут, который мог бы быть пройден автомобилями при условии, что они еще хотя бы когда-нибудь доберутся до столичного тофоларского поселка.

Замысел вызревал 3 года. Вернувшись из экспедиции "Сибирский марафон-2007. Неизвестная Даурия" сибирские мастера бездорожья вплотную приступили к подготовке штурма Саян.

Разведка боем

Для начала решили разведать маршрут возвращения. Мало перебраться через горы - нужно после этого еще и постараться вернуться на базу. И желательно не пешком. Горы горами, но есть еще и тайга и болота И нет в этой местности дорог, заправок, СТО и магазинов.

Традиционную зимнюю трофи-экспедицию "Метель-2008" посвятили разведке обратного пути экспедиции и организации топливно-пищевых запасов где-нибудь поблизости от коридора штурма. Подходящее место отыскалось около Удинского хребта в районе прииска Ак-Сук. Поздравили геологоразведчиков с Новым годом, договорились насчет топлива и сделали закладку продуктов. Оставалось всего лишь дождаться середины лета и подобраться к новогодним подаркам с другой стороны сибирско-альпийского хребта.

А пока Земля поворачивалась к Солнцу нужным боком, готовили технику, тренировали навыки и рисовали карты. Маршрут нарисовался следующим: первый этап (IV категория сложности) 1400 км экскурсионного асфальта (из Новосибирска до Нижнеудинска с посещением Томска, Мариинска и Красноярска) плюс 200 км категорийного участка по Тофоларии. Второй этап - собственно первопрохождение горного участка VI (самой-самой) категории сложности. "От людей до людей" 165 км, от уровня моря до колес автомобиля 2787 м. Третий этап - возвращение после штурма от склада с припасами на прииске Ак-Сук до пос. Туран через Ырбан, Севи и Хут (категорийный участок 350 км) и далее по человеческой дороге на Абакан-Мариинск-Новосибирск 1400 км.

Расчетная продолжительность авантюрного путешествия - не меньше месяца, но не больше двух. Вероятность прохождения самого категорийного участка - процентов 10. Как, впрочем, и в большинстве авантюрных экспедиций "Сибирский Марафон" Клуба Off Road Master.

Бессолнечные ванны

Стартовали по графику - 28 июля. Первый этап категории "флажочки на крылечках" плюс автопрогулка по Тофоларии (до реки Мурхой) для всех желающих. Второй - только для избранных. Работу с валунами, тросами и ледяными бродами доверили дюжине отъявленных трофистов, в числе которых и знаменитая "Лена на УАЗе". Впрочем, в этой группе прорыва на УАЗах были все. Почему? Во-первых, ульяновский внедорожник очень и очень неплохо зарекомендовал себя на сибирских направлениях: превосходная проходимость, короткие свесы, беспроблемная ремонтопригодность в полевых условиях. Портальные "военные" мосты позволяют не бояться камней различной калиберности, а удачная компоновка российского джипа как нельзя лучше подходит для горных прогулок.

Во-вторых, выбрав три однотипных автомобиля, марафонцы оптимальным образом решали проблему с возимым запасом необходимых запчастей. А в-третьих, три Toyota Land Cruiser для экспедиции подороже обойдутся

Программа первой части экспедиции оказалась выполнена на 120%. Три дня до Нижнеудинска, два - до прииска Катышный (в 2004 году на этот участок ушло в 2 раза больше времени). "Экскурсионку" усугубили прохождением Мурхойского перевала и бродом через сам Мурхой. Да и с "флажочками на крылечках" не очень-то получилось: дожди, грозы, мелкие поломки, в основном, генераторного типа. И с асфальтом не так все гладко - его хватило лишь на 1100 км пути - остальные 400 км (расчет оказался на 100 км короче) это бывший и будущий асфальт с ямками, ямами и ямищами.

Дорога кончается на отметке 1113 км (по "верстовым" столбикам), сотовая связь через 1500 км от Новосибирска - в районе поселка Мельничный под Нижнеудинсоком. За Мельничным начинается откровенное бездорожье. Еще через 59 км автомобили начинают вязнуть в грязевых лужах и без лебедок уже не пробраться. Плюс еще 70 км, и начинаются нескончаемые броды. Тяжелее всего отсутствие дороги переносили перегруженные прицепы - подламывались колеса, лопались несущие балки Автомобили теряли глушители в грязевых ловушках, мяли рулевые тяги, отрывали амортизаторы

Первого августа в программе изнурения автопутешественников дождями случился небольшой антракт на небольшое светопредставление. Солнечного затмение, за наблюдением которого в полной его красе прогрессивное человечество приезжало в столицу Сибири, новосибирцы, выехавшие из города в район Восточных Саян, решили понаблюдать через сварочные маски. Надтофоларской Луне хватило сил прикрыть Солнце лишь на треть Зато после представления местные облака опять затянули светило полностью. Снова полил дождь

Направо пойдешь

На восьмой день авантюрного автопутешествия штурмовая группа пошла на прорыв. Все лишнее - вплоть до верхних половинок дверей УАЗов отдали экипажам первого этапа, все нужное - вплоть до 350-литрового топливного запаса на каждый УАЗ забрали "штурмовики".

Стартовали бодро - шли по 10 км в день. На 10-е сутки авантюрного путешествия средняя скорость продвижения по нехоженым автомобилями местам достигла уже 6 км в сутки - чем уже становилось ущелье, тем ниже среднесуточный пробег. На 1764-м км от новосибирского Вознесенского собора (место старта экспедиции) вышли на GPS-координату "RAZVILKA 28 KM". Здесь "дорога" в виде русел истоков Мурхоя раздвояется: более или менее широкое начало справа с критическим сужением к точке "гора Перевальная" и обратносимметричная картина слева. Выбрали правое направление и тактику восхождения "змейкой" с берега на берег речушки. Звериными тропами, где это возможно, и нечеловеческими усилиями, где зверь не хаживал.

На 13-е сутки экспедиции преодолели рубеж 1 км в день, еще через двое суток 100 м в день Расчищали буреломы, пилили пни, кувалдой дробили валуны Переквалифицировались в ландшафтных дизайнеров: сравнивали до проходимых параметров 3-метровые береговые кручи речушки. Преодолевали подъемы и спуски с запредельной крутизной. "Лебедились" за деревья, пока те держались корнями за грунт, потом за валуны, потом Безумно сложно взбираться по мокрому от дождей склону с 45-градусным отклонением от горизонтальной линии, но еще сложнее двигаться не поперек, а повдоль него. Чтобы автомобиль ненароком не соскользнул к основанию горного массива - прорубали колеи под внешние перекачанные колеса и приспускали внутренние. Для ограничения хода стягивали рессоры с мостом со стороны склона. Объединенной штурманской массой организовывали противовес с одной стороны и противососкальзывающую поддержку с другой. Страховали стропами

И все чаще и чаще останавливались для решения ремонтных проблем. Самое невинное - чистка карбюратора нежелавшего крутить дальше мотора, самое опасное - воспламенение двигателя, самое "доставшее" - отрыв задней левой ступицы на "восьмерке" (бортовой номер "штурмовика"). Горела проводка, разбортовывались колеса, агонизировало реле регулятора напряжения генератора, гнулись рулевые, наматывался на кардан сливной шланг маслорадиатора

Ландшафтный дизайн

Через 1774,6 км от начала экспедиции на 16-й день путешествия гигантские валуны перегородили русло "дорожного" ручья, закончились тоскующие по лебедке деревья и, увы, не в пологую сторону стабилизировался наклон горной боковины. Дальше никак. А всего в нескольких сотнях метров за туманом затаился непокорный перевал. Ну не поворачивать же назад!

Через удлинители на лебедках подвесили к чему придется машины и пошли выравнивать ландшафт строительством дороги. На полколеи кайлом, лопатами и ломами углубление к центру Земли, на оставшиеся полколеи бруствер и отмостки из подручного материала - камней, осколков валунов, чахлой древесины

На отметке 1774,8 км от старта и высоте 2025 м над уровнем моря взялся похрустывать задним мостом "гражданский" УАЗ. На лебедке подтянули "штурмовик" 5 к только что отстроенным метрам "дороги", обложили камнями, подняли хай-джеками, приступили к сливу масла из моста. Вместе с маслом на поддон посыпались зубья главной пары. Приехали Такой запчасти на "колхозный" мост в арсенале штурмовых средств у экспедиционеров не оказалось

Что делать, в общем-то, понятно: нужно сбегать за запчастью в ближайший магазин, или для экономии времени попросить у новосибирских коллег подбросить ее докуда возможно на автомобиле. Вот только где этот магазин и насколько он ближайший - не совсем понятно, "докуда возможно" - это минимум 40 км пешком по горам и тайге с одной стороны и 1000 верст с категорийным участком с другой. Да и с "попросить" не очень-то получается: сотовая связь кончилась уже давно, а спутниковый телефон почему-то в этой местности работать отказывается

Все-таки связались. С помощью рации ночью набрели на гурьевского радиолюбителя Александра, позывной RV9UCN (Преогромное ему человеческое спасибо!). Тот позвонил представителю группы поддержки по сотовому, и сеанс связи состоялся. Нижнеудинский участник первого этапа экспедиции, загрузившись запчастями согласно переданного списка, отправился к месту встречи с представителями штурмовой группы.

Грибные дни

Остальные "штурмовики" встали на длительный тщательный ремонт подзагнанных автомобилей, продолжение ландшафтных работ и полномасштабную разведку оставшегося маршрута, обходный путей, альтернативных направлений. Оздоровительные процедуры подкрепили Саянской диетой: грибные супчики, похлебки из непуганых хариусов, горькая горная ягода, смородиново-бадановые чаи.

На четвертые сутки стоянки выяснилось, что двигаться дальше смысла нет - пробраться в выбранном направлении на автомобилях невозможно, нужно искать другие пути. Строительство дорожной полочки прекратили в виду бессмысленности этого увлекательного занятия. За 4 дня "Восточно-саянский штурмовой тракт" удлинился до 200 метров

На пятые сутки вернулись из 76-километровой "прогулки" за запчастями "штурмовики-снабженцы". Российские запчасти становились на советские УАЗы только после тщательной подгонки напильником. Через неделю после начала стоянки повернули назад к развилке. Решили двигаться по своим следам, хотя хватало и медвежьих и волчьих и непонятно каких. По своим следам двигаться все же намного быстрее. Правда, к сложностям движения по направлению "туда" добавилась неприятность из серии "обратно": спуски преодолевали теперь "против шерсти": кусты и лесины своими ветками-палками работали на пробой защиты, вывод из строя лопастей вентиляторов системы охлаждения и попытки изувечить радиаторы.

Вернулись к развилке, нашли поблизости охотничью избушку и стали готовиться к штурму-2. Для начала нарезали досок для ремонта избушечьих стен, смастерили столик, потом сделали "таежную свечку" - это когда в пне делаются пропилы и середина поджигается. Полный чайник воды на такой конфорке вскипает за 13 минут, гречневая каша варится 3 часа

Разведка показала: выбрали не тот рукав Мурхоя, все-таки стоило пойти налево. Но времени особо геройствовать уже не оставалось. Маршрут первопрохождения сместили вбок - решили прорваться через седло Тынгоинского хребта.

Утром 25 дня Сибирского Марафона на освоенные вершины Восточных Саян выпал снег. В избушке оставили надпись о Сибирском Марафоне и клубе OFFROAD MASTER, банку подсолнечного масла, пачку чая, воз напиленных чурок. Над входом прибили развалившуюся главную пару...

И снова буреломы, валуны, крутизна Уклоны такие, что взбираться в висящую на лебедке машину приходилось с заднего колеса, а в положении "за рулем" весь передний пейзаж рисовался только небом и кусочком капота. И снова поломки. У "восьмерки" окончательно умерло реле регулятора напряжения. Менять нечем. В разрыв цепи поставили лампочку У "десятки" срезало так называемый "грибок" - ведомый вал "военного" моста. Потом еще один у второго "военного" УАЗа, потом еще один А их всего-то три в запасе и было. 27 день марафона решено считать "грибным днем".

Победа!

На 30-е сутки экспедиции 26 августа 2008 года к 13 часам по тывинскому времени все три автомобиля штурмовой группы оказались на седле Тынгоинского хребта. Восточный Саян взят! Есть первопрохождение!

Торжественную церемонию празднования преодоления перевала начали с замены сцепления на "десятке". Параллельно изготовили скамейку, стол, навес. Соорудили памятник из порванных "грибков" - сварили их крестом и воздвигли в самой высокой точке горной седловины. И по традиции возблагодарили духов Саян вообще и хранителей Тынгоинского хребта в частности

В последний раз окинув взором саянскую панораму и в очередной раз не поверив себе, что все-таки "сделали это!", легли на домашний курс. Полтора дня до прииска "Покровский", 38 суток с момента начала путешествия до Новосибирска. На 39 день Сибирского Марафона колонна победителей закольцевала маршрут на площади у Вознесенского собора столицы Сибири. Миф об автомобильной непреодолимости Восточных Саян развенчан.

http://www.avto-puls.ru
Вложения
00324.News.6.jpg
00324.News.6.jpg (132 КБ) Просмотров: 5460
00324.News.5.jpg
00324.News.5.jpg (139.91 КБ) Просмотров: 5451
00324.News.4.jpg
00324.News.4.jpg (105.75 КБ) Просмотров: 5451
00324.News.3.jpg
00324.News.3.jpg (115.73 КБ) Просмотров: 5451
00324.News.2.jpg
00324.News.2.jpg (122.72 КБ) Просмотров: 5457
00324.News.1.jpg
00324.News.1.jpg (162.13 КБ) Просмотров: 5463
Аватара пользователя
Wasilih
Весьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человек
Безназванец
 
Возраст: 54
Сообщения: 13784
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 10:31
Откуда: Северск
Авто: теперь только Волга и маленький УАЗка
Пол: Мужской

Re: Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

Сообщениеale 27 ноя 2008, 15:58

Прочел аж взахлеб ;)
Аватара пользователя
ale
Безупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутацияБезупречная репутация
Бальшой сторожила
 
Возраст: 43
Сообщения: 30955
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 13:50
Откуда: г. Томск, Академгородок-Авангард
Авто: Hilux Surf SSR-G 98 г.в. Нива 213-ая 95-го г.в.
Пол: Мужской

Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

СообщениеМиха 23 апр 2009, 16:44

Wasilih писал(а):Три дня до Нижнеудинска, два - до прииска Катышный

Врутъ, не два а три дня до Катышного мы шли.
Аватара пользователя
Миха
Хороший человекХороший человекХороший человекХороший человек
Off Road Master Club
 
Возраст: 50
Сообщения: 3523
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 13:21
Откуда: Томск
Авто: Нива, Тагер
Пол: Мужской

Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

СообщениеWasilih 23 апр 2009, 16:48

Миха
тыб свои фото сюды б засунул ;)
Аватара пользователя
Wasilih
Весьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человекВесьма уважаемый человек
Безназванец
 
Возраст: 54
Сообщения: 13784
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 10:31
Откуда: Северск
Авто: теперь только Волга и маленький УАЗка
Пол: Мужской

Сибирский Марафон - Саяны 2008 - Горный штурм

СообщениеМиха 23 апр 2009, 16:51

Аватара пользователя
Миха
Хороший человекХороший человекХороший человекХороший человек
Off Road Master Club
 
Возраст: 50
Сообщения: 3523
Зарегистрирован: 15 янв 2008, 13:21
Откуда: Томск
Авто: Нива, Тагер
Пол: Мужской


Вернуться в Лирика

Сейчас на 4x4.tomsk.ru

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0