Страница 1 из 1

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 10:09
Wasilih
Тест горелок
Автор: Алексей ЧУПРИКОВ, фото Виктории ИЛЬИНСКОЙ
1.jpg
1.jpg (42.62 КБ) Просмотров: 3204

Топливные горелки, несмотря на их распространенность, все еще остаются уделом тех, «кто понимает». Например, есть ли изделия, надежно работающие на солярке? А еще лучше – полные универсалы?

Редкий автопутешественник не берет с собой в поездку горелку. Она и работает в любую погоду, и заготовки дров не требует. Только большинство предпочитают модели, работающие на газу: с ними как-то проще. А ведь при этом практически у каждого в багажнике лежит канистра с топливом. И получается, что мы дважды тратим деньги и забиваем лишним грузом (баллонами с газом) полезный объем багажника. Опять же, газовой горелкой затруднительно пользоваться на морозе: газ не желает испаряться – и горелка превращается в бесполезный груз. Другое дело, что не все модели готовы переваривать любое топливо от бензина до солярки, а это неудобно: подбирать горелку под автомобиль – не самый рациональный вариант. Проще найти универсальные изделия.

НИКАКИХ ШМЕЛЕЙ
Изделий, работающих на жидкости – бензине или солярке, – на нашем рынке совсем немного. Перед началом туристическо-походного сезона мы смогли найти горелки только марок Coleman (США), Kovea (Корея) и Primus (Швеция). Отечественных «Шмелей», способных составить реальную конкуренцию иностранцам, практически не выпускается, в продаже их найти сложно, так что их мы рассматривать не стали. Что же готовы нам предложить производители?
2.png
2.png (293.26 КБ) Просмотров: 3203

3.png
3.png (255.89 КБ) Просмотров: 3204

Единственная корейская модель, переваривающая жидкое топливо, Kovea Booster+. Но ей по вкусу только бензин – и еще газ, что тоже неплохо.

Шведы выпускают сразу три модели, по их утверждению, полных универсалов: газ, бензин, солярка, керосин, даже спирт… Хотя его вряд ли кто-то будет жечь. Да и керосином последнее время особо не разживешься. А вот бензин и дизтопливо – это интересно. Поскольку возможности «примусов» примерно похожи, то берем лучший по показателям: Primus OmniFuel-3289+.

Американский Coleman тоже выпускает три модели: две вроде как работают только на бензине, а одна, MultiFuel Stove, универсальна. Но мы проверим оба варианта. Из монотопливных возьмем Coleman Unleaded Sportster II, она помощнее.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ?
Итак, претенденты отобраны. Отличия между ними, кстати, довольно велики. Изделия из США выполнены моноблоком: топливная емкость расположена под горелкой. Такая конструкция, с одной стороны, довольно практична: во время работы бак нагревается, за счет чего давление в баллоне не уменьшается. С другой – давление из-за сильного нагрева может преодолеть критический барьер, топливо начнет выплескиваться, и примус превратится в огненный шар. Этим зачастую грешили «Шмели». А «Огоньки» выпускали из предохранительного клапана струю бензина, который немедленно загорался. Но «американцы» вроде более стабильны: баллон нагревается не сильно.
4.png
4.png (391.44 КБ) Просмотров: 3202

Работа на бензине, вид сверху. Полностью голубое пламя лишь у шведского изделия, а у «американцев» синий цвет виден лишь у конфорки

«Корейцы» и «шведы», напротив, сторонники «раздельного питания»: топливо и баллон – два отдельных элемента, соединенных шлангом. Тут иногда требуются дополнительная подкачка во время работы и контроль за положением баллона: в одном положении давление в нем держится, а в другом открывается клапан, давление сбрасывается, и топливо перестает поступать в горелку.

КАЧАТЬ И ГРЕТЬ
Перед началом работы у всех моделей надо создать давление в топливной емкости. У Kovea и Primus все просто – берешь и качаешь. У «американцев» же система более хитрая. Перед накачиванием надо открыть клапан вращением штока насоса против часовой стрелки. Если этого не сделать, то воздух внутрь не пойдет, необходимого давления не создастся и топливо не будет выходить наружу. В процессе работы, как оказалось, подкачка нужна всем. Несмотря на конструкцию «моноблок», горелки от Coleman тоже не могут поддерживать нормальное давление в топливном отсеке и требуют подкачки даже чаще, чем горелки с отдельно расположенным баллоном.

Отдельная тема – прогрев устройств. Я не рассматриваю варианты разогрева с помощью сторонних средств типа сухого спирта, мини-костра или шаманских танцев. Горелка должна быть самодостаточной и надежной во всех отношениях. Только в этом случае на нее можно рассчитывать.
5.png
5.png (427.49 КБ) Просмотров: 3203

Итак, прогрев. Тут, на мой взгляд, система удобнее у азиатско-европейских изделий. Создал давление в баллоне, открыл краник на пару секунд, топливо накапало на пластинку из материала типа фетра – и можно подносить спичку. Насчет спичек, кстати, это не оборот речи: обычной зажигалкой поджечь топливо сложно. Особенно если речь идет о солярке. У «американцев» опять все непросто. Краник надо открывать на самый минимум, только в этом случае есть шанс получить некоторое количество жидкости в опоясывающем конфорку желобке. Открыл чуть сильнее – и топливо выходит в виде пара, толку от которого на начальном этапе никакого. Так что система раздельных компонентов снова оказывается лучше.

САЖИ ХОТИТЕ?
А теперь перейдем к детальному разбору каждой модели. Начнем с «американцев». Coleman Unleaded Sportster II, как и утверждает производитель, действительно готов работать только на бензине. На 80-м чуть хуже, на 92–95-м чуть лучше. Но в целом приемлемо. Вот только идеального сгорания топлива нам так добиться и не удалось. Синее пламя, которым, как известно, должно все гореть, появлялось только около конфорки. Сами языки были желтыми. То есть тепловая эффективность горелки совсем не велика. Что подтверждается и временем кипячения эталонного пол-литра воды – 4 минуты 10 секунд. Третий результат в общем зачете. Да и кастрюля коптится вся, целиком, что для бензиновой горелки вообще неприемлемо. Нагнетать давление приходится с интервалом примерно минут 20. Если же этого не делать, пламя желтеет еще сильнее, копоти становится еще больше, а КПД падает.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
Вторая заокеанская модель, Coleman MultiFuel Stove, еще более странная. Она работает и на солярке, и на бензине, причем качество нагрева от топлива практически не зависит, оставаясь стабильно низким: 0.5 литра вскипели за 6 минут 23 секунды на бензине и за 6 минут 41 секунду на дизтопливе. В принципе слабый нагрев можно списать на экономный расход горючего: 112 г/ч бензина против 165 у Unleaded Sportster II и 100 г/ч солярки. На дизельном топливе MultiFuel Stove сильно коптит, пламя практически полностью желтое, на бензине поведение не отличается от предыдущего испытуемого. Периодичность подкачки тоже такая же.

Перейдем на наш континент. Начнем с востока. Kovea Booster+ на бензине работает очень хорошо. Лучшее время кипячения эталонной пол-литровой емкости, но при этом сумасшедший расход топлива – 244 г/ч. На солярке требует длительного прогрева и более частой подкачки (примерно раз в 40 минут), но тоже на удивление справляется. Даже расход снижается до 180 г/ч.

Хотя КПД, конечно, падает, появляются желтые кончики на пламени и появляются выплески желтых языков, время кипячения увеличивается почти на 50%, до 3 минут 23 секунд. Но в целом горение более качественное по сравнению с заокеанскими коллегами. Копоти при работе на бензине нет вообще, солярка сгорает менее качественно, но сама горелка не коптится, сажа появляется только на дне кастрюли.
6.png
6.png (204.58 КБ) Просмотров: 3203

СЪЕСТ ВСЕ
Шведский OmniFuel-3289+ способен переварить все с одинаковым результатом. Правда, тут есть одна хитрость. У этой горелки в комплекте идут три жиклера с разными отверстиями: для газа, бензина и солярки. Соответственно, при смене топлива приходится менять и этот элемент горелки. Операция несложная, но требует внимания: жиклеры маленькие и все норовят куда-нибудь закатиться. Зато такой подход вполне себя оправдывает: эту горелку действительно можно рекомендовать любому автомобилисту, независимо от типа двигателя его авто. Судите сами: никакой копоти, лучшее время кипячения на солярке и второе – на бензине, относительно низкий расход топлива и большие интервалы подкачки (не менее 40 минут). Единственный минус, который удалось обнаружить: после работы на солярке обязательно надо чистить топливную магистраль. Бачок сожгли – почистили.

Итак, звание «настоящий друг автопутешественника» получает горелка Primus OmniFuel-3289+. На втором месте – Kovea Booster+. Дополнительный бонус у обеих моделей – возможность работы на газу. Ситуации бывают разные и иногда просто банально лень заливать топливо и прогревать горелку. Coleman MultiFuel Stove, конечно, может работать, но в автопутешествие я бы его с собой не взял: слишком много минусов.

Что же касается Coleman Unleaded Sportster II, то это однозначно горелка не для нас. Работа на одном бензине, да еще и слабоватая по всем показателям, вдали от цивилизации может сыграть злую шутку с доверчивым путешественником.


Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи компанию «Актив-Эра», http://www.activera.ru,
представительства компаний Coleman, http://www.coleman.com, Primus, http://www.petroprimus.ru

http://media.club4x4.ru/1039-test-gorelok.html

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 10:30
ale
Имхо газ рулит :)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 11:35
Wasilih
ale писал(а):Имхо газ рулит :)

пока мороза нет... ;)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:16
Sphinxa
У меня газовая Kovea. Пока нравится (по результатам одного использования) Время не засекала, но горит нормально, только от ветра защищать надо

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:19
ale
Sphinxa писал(а):У меня газовая Kovea. Пока нравится

+1 нравится, по результатам хрен знает скольки использований %)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:20
ale
Wasilih писал(а):
ale писал(а):Имхо газ рулит :)

пока мороза нет... ;)

На крайняк можно и в машине приготовить ;) Не так сыкотно как с бензиновой, а гемора гооорааааздо меньше %)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:22
Wasilih
у Митька хорошая, с ветрозащитой... фирму незнаю...

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:24
Wasilih
ale писал(а):а гемора гооорааааздо меньше

эт точно...

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:24
ale
Wasilih писал(а):у Митька хорошая, с ветрозащитой... фирму незнаю...

Из чемоданчика от плитки отличная ветрозащита получается :P

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:31
Sphinxa
У меня не чемоданчик. Вечером сфотаю - выложу.

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:44
ale
Sphinxa писал(а):У меня не чемоданчик. Вечером сфотаю - выложу.

Это типа такой, что просто сверху на балон одевается?

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 10 сен 2010, 12:47
Sphinxa
Почти. Баллон отдельно и шланг до него. Можно спец баллоны, можно обычные китайские.

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 20:49
Sphinxa
Как обещала - фотки:
Штатно предназначена под такой баллон, но есть переходник на обычные баллоны, которые в плитке-чемоданчике китайской используются. Горит хорошо, поджигается пьезой. Зажигалка рядом только для оценки масштаба.
Обошлосьь все вместе примерно в 2500. Это один из наиболее навороченных вариантов. Есть рублей за 900 - на такой же баллон просто сверху надевается. Мне показалось не слишком удобно. А похожая на ту, которая в тесте описана - газ-бензин Ковеа - стоит чето около 4000 (могу ошибаться). Брала в технопарке.

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:24
ale
ИМХО сильно както намудрено, у меня обычный чимаданчег на газу, пьезо поджег само собой, закрывашко ветра прилагается ;) И за все удовольствия рублей 900-1000 не помню :rofl:

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:31
Sphinxa
Сравни свою машину и мою ;) Чемоданчик места занимает в 6 раз больше, чем эта печка, а еще и баллоны где-то надо возить :) Плюс я несколько раз пользовалась плиткой такой в чемоданчике, мне не понравилось - мне кажется совсем ненадежно там баллон вщелкивается. У меня раз помялся кант на баллоне и он не до конца вставлялся - кто его знает чем могло кончиться. А тут - резьба, если уж вкрутил, то не отвалится уже...
Хотя фактор защиты от ветра - конечно в плюс.

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:33
Санчелло
ale писал(а):ИМХО сильно както намудрено, у меня обычный чимаданчег на газу, пьезо поджег само собой, закрывашко ветра прилагается ;) И за все удовольствия рублей 900-1000 не помню :rofl:

У мну такой же 850 рыблёв стоил ,кода покупал,а это как то все сложно ( %)
И не че не в 6 раз болше он места занимает
И балон доровастый

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:42
Sphinxa
Коробочка (которая на заднем плане) под горелку 13,5х14х8,5 см. Баллон штатный высотой 9 см, диаметр 11 (объем 854 куб см) Баллон обычный высота 20, диаметр 6,5 (663 куб см) - имею в виду занимаемый объем, а емкость у них одинаковая. Разница в баллонах совсем небольшая. Только форма разная.

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:52
ale
Sphinxa писал(а):Коробочка (которая на заднем плане) под горелку 13,5х14х8,5 см. Баллон штатный высотой 9 см, диаметр 11 (объем 854 куб см) Баллон обычный высота 20, диаметр 6,5 (663 куб см) - имею в виду занимаемый объем, а емкость у них одинаковая. Разница в баллонах совсем небольшая. Только форма разная.

А цена? Я чтото не видел в продаже балоны как у тебя или видел но стоят они совсем не дешево, против обычных за полтийнег %)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 23:55
Sphinxa
Баллоны тоже от 50 р, но другие немножко. Этот 130. Надо еще протестировать насколько хватает такого баллона и обычного в равных условиях. Но мне показалось, что с таким баллоном горит стабильнее - надо полноценный тест замутить :)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 12 сен 2010, 00:24
ale
Sphinxa писал(а):Баллоны тоже от 50 р, но другие немножко. Этот 130. Надо еще протестировать насколько хватает такого баллона и обычного в равных условиях. Но мне показалось, что с таким баллоном горит стабильнее - надо полноценный тест замутить :)

Ога надо, купить баллоны, включить плитки и посмотреть сколько гореть буит %)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 12 сен 2010, 01:16
Nancy
у нас две газовых: маленькая на баллон и покрупнее на ножках, обе Kovea. Проблема зимой не в газе как таковом, а в его качестве. Зимнего хорошего практически не встретишь.
А из мультитопливных без сомнений рулит Primus (это я по прошествии 11 лет всякого туризма, альпинизма и прочих вредных для здоровья занятий могу с уверенностью сказать)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 12 сен 2010, 22:59
Санек
Тренога и паяльная лампа рулят %) И мороз не страшен ;)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 12 сен 2010, 23:02
Sphinxa
А баллон таскаешь для этого литров на 20 поди? %)

Тест горелок

СообщениеДобавлено: 13 сен 2010, 10:01
ale
Санек писал(а):Тренога и паяльная лампа рулят %) И мороз не страшен ;)

Тоже есть такой девайс %)