Страница 2 из 3

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 23:16
mitek
Помимо хорошо заметных царапин на вкладышах, на себя обращают внимание пожелтения металла на вкладышах ближе к торцам, а также значительный износ верхних втулок на "боковых" поверхностях. Низ и верх втулок "чистые".

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 23:19
mitek
витя писал(а):уравновесить шатуны с поршнями в сборе.

это еще предстоит. Приму посильную помощь, в т.ч. методическую.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 23:23
kovlagen
Вить, да бох его знает... где-то рядом.
Я от чего отталкиваюсь: разные части пары шатун-поршень испытывают различные вектора сил и ускорений, как то:
- на часть шатуна, которая крепится к КВ, действует радиальная центробежная сила, равномерная при постоянной частоте вращения КВ, зависящая от частоты вращения КВ;
- на часть шатуна, которая крепится к поршню, действует возвратно-поступательный вектор, причем противоположнонаправленный и разноускорительный (о блин загнул %) ), с нулевым ускорением в крайних точках (ВМТ и НМТ, в которых поршень тупо неподвижен при любой частоте вращения КВ :roll: (представили, да?) )
- на поршень действует те же силы, что и на связанную с ним часть шатуна, плюс добавляется боковое давление в одну сторону, когда поршень поднимается, и когда поршень опускается (в первом случае шатун давит поршень вбок, толкая его вверх, во втором случае шатун давит на туже сторону поршня, тяня его вниз.) Максимальные боковые давления имеют место быть при максимальных наклонах шатуна, т.е. при при углах поворота КВ +-90 градусов относительно ВМТ и НМТ. Минимальные, даже нулевые боковые давления, когда поршень в ВМТ и в НМТ. Тут кстати надо бы еще учитывать динамический момент, обусловленный инерцией как поршня, так и шатуна, но от этого ваще уже голова идет кругом :killer:

Так вот: когда наступает максимальное равновесие сил на коленвалу как суперпозиция сил от противовесов КВ и пары шатун-поршень? Думается, что оно (равновесие) непостоянно на всем обороте, ибо результирующий вектор пары шатун-поршень диаметрально противоположен вектору сил от противовеса КВ только в ВМТ и в НМТ. В то время как вектор сил от противовеса всегда проходит через центр КВ при любом угле поворота КВ.
И как при этом будут влиять на разбаланс разные массы шатунов (поршней), даже если массы пар поршень-шатун одинаковы?

Вот почему, б...ть буржуинские моторы не колбасит, а наши - колбасит??? :wall:

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 23:31
лимон
Обычно когда собирали уравновешивали поршни и шатуны по отдельности. Потом собирали. :P Причем всегда считал что так и надо....

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 23:44
Сергей Михайлович
Для двухтактных двигателей (двухцилиндровых) в свое время делали балансировку шатунов по такому путю
БалансШатун.JPG

Опора - вставленная в коренное отверстие шатуна ось, опирается на призмы. Эта операция называется уравновешиванием головок шатуна. Подгонка по весу осуществляется путем засверливания на головке.
Где-то в шкафах может даже найтись и книжулька по этому делу, если не изменяет память (почти 30 лет прошло :roll: ) называется "Подготовка кроссовых мотоциклов".

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 01:45
лимон
При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на шатуны, ошибочно полагая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не так: выход из строя любого из шатунов может привести к тяжелым последствиям, вплоть до разрушения мотора. Итак, на что надо обратить внимание..

Дефект 1. Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна

Причины:
• Длительная работа двигателя.
• Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
• Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
• Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
• Работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
Примечание: Указанные причины непосредственно на шатуны не влияют. Но они приводят к износу шатунных шеек коленвала и шатунных вкладышей, а это, в свою очередь, вызывает повышенные нагрузки на нижнюю головку шатуна. В критических случаях шатунные вкладыши могут провернуться в нижней головке шатуна. Все вышесказанное ведет к нарушению геометрии нижней головки шатуна. Проверку размеров шатуна следует выполнять так: ставим на место нижнюю крышку шатуна и затягиваем крепежные болты предписанным моментом. С помощью индикаторного нутромера, промеряем нижнюю головку в разных плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, то нижнюю головку шатуна необходимо отремонтировать.
N.B. Крышки шатунов не взаимозаменяемы.

Действия:
Ремонт нижней головки шатуна. В некоторых случаях – замена шатунов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.



Дефект 2. Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна

Причины:
• Длительная работа двигателя.
• Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
• Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
• Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
• Работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
• Засорение масляных каналов в теле шатуна.
• Неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
• Несоблюдение натяга при установке поршневого пальца в верхнюю головку шатуна (только для шатунов с прессовой посадкой поршневого пальца).
Примечание: Вышеперечисленные причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца, то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой палец.
N.B. При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней головки шатуна обязательно обеспечение одинакового межосевого расстояния между верхней и нижней головкой на всех шатунах.

Действия:
Ремонт верхней головки шатуна путем установки новой втулки. В некоторых случаях – замена шатунов. Для шатунов с прессовой посадкой пальца – замена шатунов! Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка системы охлаждения и при необходимости ее ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.

Дефект 3. Изгиб и скручивание стержня шатуна

Причины:
• Большой пробег двигателя.
• Гидроудар или попадание каких-либо предметов в цилиндры двигателя.


Действия:
Замена шатунов. При наличии подобных повреждений шатуны, как правило, не ремонтируются.
Примечание: Для проверки деформации шатунов существуют специальные приспособления. Проверить геометрию шатунов можно на станке для расточки шатунов, а также воспользовавшись лекальной линейкой или поверочной плитой.



Дефект 4. Износ или разрушение резьбы на болтах крепления нижних крышек шатунов

• Неправильная затяжка крепежных болтов.
• Перегрев двигателя.
• «Стук» шатунных подшипников.

Действия:
Замена шатунных болтов и гаек. Строгое соблюдение предписанного момента затяжки.

Дефект 5. Разрушение резьбы в крепежных отверстиях

Причины:
• Неправильная затяжка крепежных болтов.
• Перегрев двигателя.
• «Стук» шатунных подшипников.

Действия:
Изношенная или разрушенная резьба ремонту не подлежит. Замена шатуна.

Дефект 6. Трещины в шатуне

Причины:
• Часть причин, приводящих к появлению трещин, перечислена выше, в пункте 1.
• Гидроудар или попадание в цилиндр посторонних предметов.

Действия:
При наличии трещин шатуны ремонту не подлежат.
Примечание: Определить наличие трещин можно визуально. Но в большинстве случаев трещины в шатуне приводят к его разрушению во время работы, что ведет к тяжелым последствиям для мотора, вплоть до его разрушения.

Дополнения:
А. После ремонта шатуны должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом для удаления загрязнений.
В. При замене хотя бы одного шатуна необходимо взвесить его и путем снятия металла с приливов на нижней крышке и самом шатуне подогнать массу так, чтобы разница в комплекте для одного мотора не превышала указаний завода-изготовителя. Как правило, данные показатели не должны превышать:
для легковых двигателей – 4 г;
для грузовых двигателей – 15 г.

Материал подготовлен экспертной группой фирмы «Механика»

Взято отсюда http://www.avtoservice.info/content.asp?pn=647 (внешка)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 02:04
бес
это конечно все хорошо но тогда надо и коленвал уравновешивать, маховик, сцепление, а без всего этого и смысла нет заморачиваться, тем более на уазе.
при протяжке головки блока, усилия болтов дают элепс цилиндрам (кроме гильзованных движков) а это разность компрессии, в следствии чего движок также будет колбасить.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 09:57
витя
Есть такое понятие - "достаточность действий".
При достижении идеала (согласен с "бес"-ом...) - надо последовательно уравновешивать все вращающиеся части. Если есть время-желание-возможности, ну и - необходимость в этом - то дерзайте. Можно частично сделать - уравновесить поршня с шатунами в сборе. Можно - по отдельности.
Всё опять же зависит от вышеперечисленных факторов.
Почему не колбасит импортные движки. Моё мнение такое, что это вызвано качеством изготовления деталей. Например у нас идёт отливка поршней. При этом зная возможности оборудованя и понимая, что то что есть не настроить точно-при-точно просто льют как есть, подстраивая парметры регламентно (т.е. - время от времени... ;) ). Поршня естественно выходят с разным весом. После обработки "в размер" поршня прогоняют через весовой конвеер где стоят отбойники-весы настроенные на.... правильно: "от и до". Т.е опять же на некий разброс по весу, но уже более узкий но не такой узкий, что бы попавшие на двигатель из одной весовой группы поршеньки были одного веса (попасть-то могут и крайние по весам!). Весовая группа учитывает то, что при установке на один двигатель вибрация от "разновеса" будет по крайней мере - в приделах допустимого".
Кто хочет лучшего результата - уравновешивает (то, о чём мы тут в этой теме говорим).
Так вот, если ИСХОДНО на качественном оборудовании делать детали с высокой точностью - то наверно и развесовку не надо производить, и двигатель как лапочка работает и его не трясёт в лихорадке.
Но где оно у нас такое оборудование? Наше подразумевает : "после сборки обработать напильником".
Вообще говорить, что всё что у нас делается - это полное дерьмо, думаю всё же не стоит.
Закругляюсь, а то и так уже "много букаф".
зы (который - p.s.) Лично сам при капиталке двигателя буду уравновешивать и поршня и шатуны и всё это в сборе. ;)
Для себя же стараюсь, а не на "благо и процветание...".

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 12:34
Wasilih
витя писал(а): Моё мнение такое, что это вызвано качеством изготовления деталей

topic530.html
эт жизнь...

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 19:04
витя
В какой уже раз задаюсь вопросом: против кого ТАК работаем-то? :(

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:30
mitek
mitek писал(а):это еще предстоит. Приму посильную помощь, в т.ч. методическую.

сломал голову на предмет "На чем взвешивать-то"?

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:39
Jhonny
Я тоже над этим думаю, еще думаю каков идеальный вес и центр тяжести?.. и где столько свободного времени взять?
А по существу, очень хотелось бы сделать все максимально приближенно к идеалу, но это так долго и затратно, что наверное проще поставить контрактный двигатель от японца и оформить официально... :(

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:44
mitek
Jhonny писал(а):еще думаю каков идеальный вес и центр тяжести?

про центр тяжести вроде известно. Про вес наоборот, не сказано, но их просто требуется уравнять.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 00:57
Сергей Михайлович
Если нет электронных весов то можно поступить очень просто. Да, на самом деле задача состоит в том, что надо просто уравнять вес. Для этого из подручных средств делаем 2 площадки, подвешиваем на качалку с опорой в середине, уравновешиваем пустые площадки и - вуаля, получаем аптекарские весы. На одну площадку ложим самый красивый %) комплект, а на другую - то, что уравниваем. Вес поршня подгоняем путем удаления части металла с бобышек поршня. Вот так вкратце.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 01:05
Jhonny
ложим самый красивый
я считаю надо брать за эталон самый легкий, так как из легкого сделать потяжелеее проблемма, а идеальный центр тяжести искать ой как муторно...

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 20:12
витя
Jhonny писал(а):
ложим самый красивый
я считаю надо брать за эталон самый легкий, так как из легкого сделать потяжелеее проблемма, а идеальный центр тяжести искать ой как муторно...

В книжках сказано - в каком месте поршня надо снимать металл для уравновешивания поршня.
Что-то все про пршни, да про поршни..... А шатуны кто и в каком месте рискнёт стачивать? %)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:13
Сергей Михайлович
витя писал(а):В книжках сказано - в каком месте поршня надо снимать металл для уравновешивания поршня.
Что-то все про пршни, да про поршни..... А шатуны кто и в каком месте рискнёт стачивать? %)

А про шатуны тоже в книжках написано - или верхнюю или нижнюю головку обтачивать, а выше я рисовал как верхние головки шатуна взвешивать.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:37
витя
Всё как всегда: ЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ! ;)
Раньше проблема была книгу найти нужную. Теперь-то ещё кроме книг и интернет великий и ужасный есть. :)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:40
Сергей Михайлович
Кстати насчет инструкций и интернета - часто бываю на разных авто-сайтах и форумах и по моим наблюдениям такого объема информации как у нас нет нигде :trophy:

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 21:51
витя
Sergio31519 писал(а):Кстати насчет инструкций и интернета - часто бываю на разных авто-сайтах и форумах и по моим наблюдениям такого объема информации как у нас нет нигде :trophy:

Так мы же - не просто погулять вышли! ;)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 09 окт 2009, 00:24
mitek
Выбраковал нечетные шатуны. №1 был гнутый (верхняя головка где-то на 1мм от оси симметрии ушла "вдоль" двигателя, не помню в какую сторону), а у №3 значительный овал нижней головки (0.2мм при допустимых 0.05мм).

Спасибо Sergio31519 за нутромер, с ним завтра пойду за новыми шатунами, сразу буду выбраковывать овалы )).

Кстати, у кого есть опыт? Если у меня пальцы (поршневые) "зеленые", и купить шатуны "зеленые", они подойдут друг к другу? или в магазине надо будет еще и палец совать в шатун для примерки? Почему не хотелось бы - пальцы еще в консервационной смазке, шатуны (надеюсь) тоже, а примерять положено смазав маслом чистые детали.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 09 окт 2009, 00:30
Сергей Михайлович
mitek писал(а):Выбраковал нечетные шатуны. №1 был гнутый (верхняя головка где-то на 1мм от оси симметрии ушла "вдоль" двигателя, не помню в какую сторону), а у №3 значительный овал нижней головки (0.2мм при допустимых 0.05мм).

Спасибо Sergio31519 за нутромер, с ним завтра пойду за новыми шатунами, сразу буду выбраковывать овалы )).

Кстати, у кого есть опыт? Если у меня пальцы (поршневые) "зеленые", и купить шатуны "зеленые", они подойдут друг к другу? или в магазине надо будет еще и палец совать в шатун для примерки? Почему не хотелось бы - пальцы еще в консервационной смазке, шатуны (надеюсь) тоже, а примерять положено смазав маслом чистые детали.

Нувообще-то не нутромер а ДЫРКОМЕТР %) , а пальцы все-таки желательно проверить по шатунам, нынче качество и маркировка не ахти. Лучше если палец не будет входить в шатун, а потом втулку в шатуне развернуть - Витя по моему предлагал помошь в этом деле.

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 09 окт 2009, 19:34
Wasilih
Sergio31519 писал(а): и по моим наблюдениям такого объема информации как у нас нет нигде

к тому и стремимся... как всю аузбуку перетащим тода точно небуит ;)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 10 окт 2009, 01:04
mitek
Купил сегодня два шатуна производства ЗМЗ. Нижняя головка - идеальная. стрелка дыромера не шелохнется по всей окружности, разъем крышки не видно и рукой не нащупать тоже. Во втулке продольные царапины (наверное от приборов или от таких как я вымерятелей).

Что касается подбора под палец, я немножко промазал. Из одного шатуна палец вываливается под собственным весом, хоть люфта и не чувствуется. Смазка на пальце все еще родная (какой-то хитрый солидол микроскопический слой).

Теперь новая мысля:
1) Может купить еще два шатуна? Старые - ульяновские, а новые заволжские. И пилить меньше и под палец (теоретически) можно подобрать. Геометрия нижней головки у старых гораздо хуже (на грани фола, а на месте разъема вообще ступенька под 0.1мм).

Все идет к тому, как Ринат и говорил - шатуны под замену. :)

Проверка геометрии и перевтуливание шатуна

СообщениеДобавлено: 10 окт 2009, 10:36
витя
Митёк, или ремонт - или кап-ремонт.
Полумеры приводят к умножению затрат.
Взялся менять - меняй тогда всё что не только изношено, но и "подошло близко к параметрам выбраковки".
Вобщем-то на самом деле - всё сугубо индивидуально как всегда: время-деньги-"руки".