YaNN
03 окт 2010, 14:26
Вот что удалось собрать в инете:Прокладка Московско-Сибирского, или так называемого Большого Сибирского тракта, началась по распоряжению Сената в 1733. Тракт складывался из ранее наметившихся дорог. В 1735 он был готов, вымерен и в значительной степени снабжен верстовыми столбами. Он связал Москву с городами Сибири и проходил через Курган, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск(Куйбышев), Чаус (Колывань), Томск, Кийское (Мариинск), Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Город Колывань, некогда важнейший узел на Московско-Сибирском тракте, а в настоящее время районный центр, несомненно, обладающий солидным историко-культурным потенциалом и включенный в перечень исторических поселений России[1] , до сих пор недостаточно изучен. Работа над Проектом зон охраны недвижимого наследия исторического ядра Колывани потребовала проведения историко-культурных исследований, в ходе которых на территории поселка были выявлены объекты, представляющие историческую и общественную ценность[2]. Несмотря на то, что некоторые материалы уже опубликованы[3], осталось еще много фактов, с которыми научное сообщество не ознакомлено. Целью данной статьи является введение в научный оборот новых сведений по Почтовой конторе – объекту, выявленному автором в процессе работы над Проектом.
Во второй половине XIX века город Колывань представлял собой узел в сети сибирских городов и выполнял функции обслуживания транзита по Московскому тракту людей, товаров, почты, а также перемещения каторжан и ссыльных. Почтовая контора находилась на пути прохождения в городе Московского тракта, на ул. Покровской (ныне Революционном проспекте, 40) в непосредственной близости от ее пересечения с ул. Московской и Соборной площадью. Документально подтверждено, что она существовала на этом месте уже в 1858 году[4] и была размещена в соответствии с "высочайше утвержденным"[5] планом Колывани 1834 года архитектора К.Турского при переносе города на новое место. Почтовая контора стала одним из первых общественных зданий, построенных в "новой" Колывани. Нарисованное на бумаге архитектором условное изображение здания "Для почты" на улице, соединяющей Соборную площадь с северным въездом в город, было реализовано на местности, а при обмере почтовой дороги в 1858 году было определено место для постановки верстового столба в 6 саженях от Почтовой конторы.[6]
Первые дома на новой площадке в соответствии с "высочайше утвержденным" планом появились еще в начале 1840-х годов.[7] А к 1859 году население "новой" Колывани составляло 2760 жителей, не считая 338 человек, проживающих в примыкающей к городу деревне Мельниковой.[8] Первоначально Почтовая контора стояла в "чистом поле" вблизи трассы Московско-Сибирского тракта и в некотором отдалении от основного массива жилой застройки, прижавшейся на юге к деревне Мельниковой. Позднее, в соответствии с планом К. Турского в городе была сформирована огромная Соборная площадь от улицы Московской с севера до Купеческой (Советской) с юга, и от Покровской (Революционного пр-та) с запада до Жернаковской (Маркса) с востока. Во второй половине XIX века она была обстроена домами наиболее богатых людей в городе – купцов Орлова, Пастухова, Кроткова, Кривцова, Жернакова, Култашева, прасола Паисова.[9], здесь размещались базар, церковно-приходская школа, Городская Дума и Управа. Высотной доминантой и украшением площади был Собор, а на северном въезде к ней с трассы Московско-Сибирского тракта находилась Почтовая контора.
Почтовая контора являлась важнейшим объектом коммуникационной инфраструктуры Московско-Сибирского тракта. Ближайшие Почтовые конторы находились от Колывани на значительном расстоянии – в Каинске, Томске и Барнауле (соответственно 308, 220[10] и 270[11] верст). Почта по Московско-Сибирскому тракту проходила через Колывань по расписанию с остановкой здесь на 1,5 часа.[12] Инструкциями требовалось, чтобы "ко времени прихода почт лошади были в совершенной готовности, перекладка чемоданов, сум и прочих вещей производилась со всевозможной поспешностью и не продолжалась более положенного в расписаниях времени на отправление почт".[13] В 1861 году Почтовую контору возглавлял Колыванский почтмейстер титулярный советник Кондратьев.[14] В начале 1860-х годов в Колывани появился телеграф, но еще в 1864 году он находился в арендованных у жителей Колывани домах.[15] Тем не менее, в конце XIX века почтовая и телеграфная службы размещались в одном здании, которое именовалось как Колыванская почтово-телеграфная контора.[16] Кроме служебных помещений в здании находилась квартира начальника конторы, а во дворе флигель для проживания служащих, склад и баня с кухней.[17] В 1878 году в Почтовой конторе работало 6 чиновников и 7 нижних служащих, через контору проходило в год около 40 тыс. писем, бандеролей, посылок и более 6,5 тыс. абонементных периодических изданий.[18] В 1877 году на телеграфной станции, оборудованной двумя аппаратами, работало 5 человек, рассылалось в год около 3 тыс. телеграмм.[19]
Многие видные государственные и политические личности, деятели культуры, путешественники, проезжая по Московскому тракту в период с конца 1850-х годов вплоть до ввода в эксплуатацию Великой Сибирской железной дороги в конце 1890-х годов, после многодневного пути останавливались в Колывани на отдых и могли посещать Почтовую контору. На здании Почтовой конторы по решению администрации Колыванского района в 1970-е годы была укреплена мемориальная доска о том, что в этом доме останавливался А.П. Чехов во время поездки на Сахалин в 1890 году.[20] Имеются свидетельства потомков колыванского купца Н.Т.Орлова[21], что возвращаясь из Вилюйской каторги в 1846 году на поселение в Ялуторовск, некоторое время жил в Колывани в доме купца Орлова декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол. Орлов впоследствии имел переписку с Муравьевым-Апостолом, письма от которого получал через Почтовую контору.[22]
Известными фактами являются, что по Московско-Сибирскому тракту проезжали: летом 1883 г. Н.Г.Чернышевский[23], в 1881 и 1884 гг. В.Г. Короленко по пути и по возвращении из Якутской ссылки[24]. По свидетельству историка С.В. Семеновой, которая подробно изучала историю сооружения Великой Сибирской железнодорожной магистрали, в Колывани стоял со своей партией изыскателей трассы и набирал рабочих инженер и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский. Именно из Почтовой конторы отправлял в Санкт-Петербург он свои отчеты по выбору места железнодорожного перехода через р. Обь. Есть документальные подтверждения, что здесь бывали инженеры Н.П. Меженинов и В.И. Роецкий.[25] Возможно, существуют и другие упоминания связи данного объекта Почтовой конторы с деятельностью известных личностей: в дневниках, личных письмах, воспоминаниях – здесь необходим дальнейший поиск исторических свидетельств.
После введения в эксплуатацию Великого Сибирского железнодорожного пути Московско-Сибирский тракт потерял свое былое значение. Соответственно, вся инфраструктура коммуникаций Запада и Востока на территории Приобья сместилась к югу в новый город Новониколаевск, и Почтовая контора утратила функции узла коммуникаций. В самом городе Колывани, "разжалованном" при советской власти в село, оказавшемся отрезанным от транзитных путей в далекой периферии, создалась, вместе с тем, уникальная ситуация своеобразного архитектурно-градостроительного заповедника, в котором были "законсервированы" и сохранены до наших дней многие объекты наследия. Памятник истории и культуры "Почтовая контора" и до настоящего времени используется по своему первоначальному назначению. Здесь размещен Колыванский районный узел федеральной почтовой связи.
В настоящее время Почтовая контора представляет их себя одноэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. Оно имеет П-образную в плане форму и выходит западным фасадом на Революционный проспект. Рублено из бревен "в обло", обшито доской. Сравнение обнаруженного в томском архиве компактного прямоугольного плана 1896 года, который составлялся к смете по ремонту Почтовой конторы[26], с современным планом здания позволило обнаружить позднюю пристройку с южной стороны. При внимательном натурном осмотре подшивки карниза на западном фасаде здания виден стык досок на месте бывшего юго-западного угла здания, закрытого поздней пристройкой. Однако тщательность выполнения деталей пристройки и сохранение стиля оформления позволяют рассматривать все здание как единое целое. Направление обшивки в над- и подоконном пространстве – вертикальное, в межоконных промежутках – горизонтальное и паркетное. Углы дома и места перерубов закрыты вертикальной доской, оформленной в виде пилястр с филенчатым обрамлением. Крыша вальмовая, сложной формы. Карниз профилированный, подшит доской. По центру главного фасада – крыльцо, крытое двускатным навесом с треугольным фронтоном на двух круглых в сечении столбиках. Наличники простой прямоугольной формы с ампирным карнизиком на лобовой доске.
Общая оценка значимости памятника: Памятник связан с работой важнейшей на территории Российской империи связующей магистрали Востока и Запада – Московско-Сибирского тракта, проходившего через Колывань. Хорошо сохранившийся и, возможно, единственный на территории Новосибирского Приобья достоверно выявленный и документально подтвержденный объект коммуникационной инфраструктуры Московско-Сибирского тракта второй половины XIX века. Памятник связан с проездом и кратковременным пребыванием в Колывани ряда видных государственных и политических личностей, деятелей культуры, путешественников, среди них отбывшие ссылку в Сибири декабристы, А.П.Чехов, изыскатели трассы Великой Сибирской железнодорожной магистрали, в том числе Гарин-Михайловский и др.
. -----В начале столетия при строительстве Чаусского острога обская пойма находилась в засушливой стадии, в середине века пойма стала более увлажненной. Весной 1748 г. промыло луговину из р. Оби в р. Уень, и Дубровинская переправа старого Московского тракта была сильно повреждена. В челобиной крестьянина Саввы Руднева в судную избу Чаусского острога от 1764 г. говорилось: «Земля вся выпахалась, хлеб родится весьма скудный, а скотский выпас и сенной покос подтапливается вешним временем». К середине XIX столетия экологическая обстановка в обской пойме в окрестностях Чаусского острога стала еще хуже. В военно-статистическом обозрении Томской губернии за 1849 г. отмечалось, что это место, окруженное со всех сторон долиной реки Оби, заливается водой весной и летом до июля месяца. В связи с этим оно «бывает неприступно ни для проезжающих, ни для обозов» и требует переноса дороги на более возвышенное место. ========Тракт проходил от с. Дубровино(Дубровино (Новосибирская область) на карте России 55°56′56″сш 76°15′...)+++»— Антон Павлович Чехов останавливался в Колывани по пути на Сахалин, — рассказывает Нина Козлова, директор Колыванского краеведческого музея. — Было это в мае 1890 года. В то время наш поселок был важным дорожным узлом на Московском тракте, соединявшем столичные города Москву и Санкт-Петербург с восточными окраинами страны. Писателю пришлось провести здесь довольно длительное время, поскольку его планы нарушил традиционный для этих мест разлив вешних вод. Чтобы следовать дальше, Чехову нужно было найти ямщика, который не побоялся бы отвезти его по залитым лугам до следующей почтовой станции, или лодочника, который по бурной воде доставил бы его с багажом до пристани Дубровино.
Впоследствии Чехов опишет это в книге «Из Сибири» так: «Наказание с этим разливом! В Колывани мне не дают почтовых лошадей: говорят, что по берегу Оби затопило луга, нельзя ехать. Задержали даже почту и ждут насчет нее особого распоряжения.
Станционный писарь советует мне ехать на вольных в какой-то Вьюн, а оттуда в Красный Яр, из Красного Яра меня повезут верст 12 на лодке в Дубровино, и там уж мне дадут почтовых лошадей. Так и делаю: еду во Вьюн, потом в Красный Яр... Приводят меня к мужику Андрею, у которого есть лодка.
— Есть лодка, есть! — говорит Андрей, мужик лет пятидесяти, худощавый, с русой бородкой. — Есть лодка! Рано утром она повезла в Дубровино заседателева писаря и скоро будет назад. Вы подождите и пока чайку покушайте.
Пью чай, потом взбираюсь на гору из пуховиков и подушек... Просыпаюсь, спрашиваю про лодку — не вернулась еще».
В Красном Яру, в избе паромщика, Чехову пришлось просидеть сутки: погода была ненастная. Один из местных зажиточных мужиков расспрашивал писателя о железной дороге, которую собирались строить, о паровозах, так как опасался, что паровоз поедет через деревню и развалит все избы. Кроме того, они говорили о смысле жизни, о том, что «человек должен понимать, для какой надобности живет».
А лодка пришла только на следующее утро...
Единственный «свидетель», который «помнит» Чехова в Колывани, — здание почтовой конторы. Кстати, оно сохранило свой профиль и поныне: сейчас там находится колыванский почтамт.
Кроме Чехова, в Колывани в разные годы побывали и другие известные писатели: Владимир Короленко, Александр Радищев, Николай Чернышевский. А в 1910–1913 годах в Колыванском вышеначальном училище для мальчиков преподавал математику Александр Волков, будущий автор «Волшебника Изумрудного города».++++
»
— места переправы через Обь — на несколько вёрст вглубь от правого берега реки. Далее дорога шла на северо-восток по высоким террасам подножия Сокурской возвышенности. Реку Умреву тракт пересекал существенно выше острога.- Мошковский р-н богат своей историей. Упоминание о нем начинается с 1703 г., когда для охраны
русских земель на южной границе Томского уезда был поставлен Умревинский острог. Этот острог
является первым знаком Российской государственности на Новосибирской земле и первым оборонительным
укреплением. Первое крестьянское поселение появилось здесь в 1706г., а к 1727г. насчитывалось
уже 50 дворов. Через селение Умрева проходил Московский тракт.
Совершая прогулки по живописным местам невольно окунаешься в далекие времена 19 века, когда
А.П.Чехов через с. Дубровино совершал поездку на остров Сахалин.----------
Начиная с этого времени, об Умревинском остроге складываются первые легенды. Одна из них рассказывает о варнаках-грабителях, выходивших на дорогу в месте раздвоения тракта и указывавших путникам неправильное направление. Путешественники ехали к р. Умреве, где их грабили и убивали. Люди терялись, «исчезали как в яме». Название реки в переводе с тюркского языка действительно означает «яма», «низина», ямистая местность. Определенным подтверждением легенды может быть находка на территории Умревинского острога медной почтовой бирки с выбитым орлом и датой — 1774 г.
В дальнейшем, будто бы из-за жалоб на преступления, Екатерина II издала указ о переносе деревни на тракт. Возникшее Умревинское "поселье" (современная деревня Умрева,д.Сарачевка,с.Ташара,стоят треугольником) --------==========
= «»На всем протяжении тракта возникали кабаки и лавочки, Крестьяне притрактовых деревень стали заниматься извозом. Когда в селе Ояш, стоявшем на самом тракте, скапливалось слишком много проезжих и постоялые дворы переполнены, часть обозов заходила на ночлег и в Балту. Богатеи балтинцы использовали такое местоположение деревни - они тоже занимались извозом, содержали заезжие дворы. ==»»
=»» В это время до Балты дошли слухи о большом восстании в селе Дубровино против колчаковцев. Дубровино – село на Оби в 45 километрах от села Ояш. В начале декабря 1919 года в Балту пришел приказ о мобилизации в колчаковскую армию непризванных до сих пор. Набралось таких человек 10.Никому из балтинцев не хотелось пополнять отряды колчаковцев. И, возвращаясь на один день домой для сборов, мобилизованные решили бежать из деревни и присоединиться к красным. В лесной избушке собрались все мобилизованные и еще человек 15 балтинцев.
Некоторым удалось приехать на лошади, а многие спасти лошадей не смогли и пришли пешком. Красная армия преследуя белых по пятам, достигла Московско-Иркутским трактом села Ояш. Выслала разведку в село. В Ояше разведчики нашли проводника, который провел красноармейцев к Балте. Ночью были расставлены по увалам пулеметы. Близ Балты один пулемет сторожил дорогу на Новоселье, второй был установлен на горе при спуске из села Ояш, чтобы перекрыть дорогу, по которой колчаковцы шли на Балту, а третий был поставлен на увале под самой Балтой, за речкой. Это пулемет преграждал путь отступавшим. По единому сигналу все пулеметы заработали 19 декабря .В село Ояш ворвался эскадрон кавалерии. Смяв колчаковцев, кавалеристы направились из Ояша прямо в Балту. На реке около мельницы при переправе сгрудившихся в панике белогвардейских обозов, лед не выдержал и стал оседать. Много подвод и лошадей пошло под воду.==»» ++++»» Болотное возникло в 1805 году как ямщицкая станция на Московско-Сибирском тракте, получило свое название от названия речки Болотной, по другой версии, по фамилии основателей — ямщиков Болотниковых. Росту села Болотное в начале XIX века способствовало то обстоятельство, что именно на этой станции от Московско-Сибирского тракта отходил Барнаульский тракт, соединявший собой Томск и Барнаул.»»== ===»»» Раньше с. Проскоково называлось иначе – Кандерепское. Село Кандерепское основано в 1691 году на пути Сибирского тракта между двух рек – Кандереп и Лебяжья казаками Василием Лузиным и Игнатием Томиловым. И только с 1782 года село стало называться Проскоково по фамилии семьи казаков Проскоковых.»»==»» Проскоково - село Томской губернии и округа, при речке Кандирепе, административный центр, этап. Каменная церковь, сельское училище, почтово-телеграфное отделение, несколько лавок. П. лежит близ Сибирской железной дороги, на главном почтовом тракте. Жителей 500.
В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. «»===
село Зеледеево
Первое упоминание о заимке Зеледеево, основанной служилым казаком из Томского острога Ильей Зеледеевым, относится к 1659 году. Согласно «Чертежной книге» Семена Ремезова в 1701 году с. Зеледеево уже имело часовнюво мчч. Флора и Лавра. В 1911 году чаосню перестроили в деревянну церковь. В XVII-XVIII вв. село иногда упоминается в документах по названию церкви – Флоровское. Вплоть до Столыпинских реформ Зеледеево оставалось старожильческим селом. С середины XVIII века через него проходил Московско-Сибирский тракт, который затем сменил приречную планировку села на уличную. По данным томского архива, село было основано в 1600 году. В 1859 году здесь было зарегистрировано 310 жителей, в основном переселенцы Оренбургской губернии. Размещались они в 65 дворах. Сегодня село Зеледеево населяют около 1,5 тысяч жителей, седьмая часть которых занимается земледелием и животноводством.
=»»==»» Ярско́е (на многих картах и, по-видимому, официально называется Яр) — село в Томском районе Томской области, входит в состав Спасского сельского поселения.
Село расположено недалеко от южной границы Томской области, на правом берегу реки Томи, напротив Алаево (Кемеровская область), на расстоянии 42,7 км к югу от Томска (по автодороге Томск — Коларово — Батурино — Вершинино — Ярское). Пристань.
Село основано в 1648 году как Северный острожек. Позже через село прошёл Сибирский тракт, здесь действовала переправа через Томь.»»==== Спасское
(265 чел., 15 км к западу от Томска)
Старинное русское село, расположенное на берегу реки Томь, у скального выступа Синий утес.
Из истории
Село основано в начале XVII в. и названо по Спасской церкви, первое упоминание о которой относится к 1644 г. Издревле в Спасском жили хлеборобы – село считалось «хлебной житницей» Томска, где выращивали необходимые городу пшеницу и рожь. Не случайно первоначально село именовалось Спасским полем. Здесь же был укрепленный казачий форпост (XVII – сер. XVIII в.) и проходил
караванный путь из Москвы в Кяхту. Здесь можно было видеть необычные для этих мест караваны верблюдов, идущих в Россию из Монголии и Китая.
»»====» История
Село Турунтаево было основано в 1680 году пешим казаком Турунтаевым. Село лежит на Большом Сибирском Тракте, который в восточном от Томска направлении называется Иркутским. Иркутский Тракт проходил раньше через старинные сибирские деревни и села: Семилужки, Халдеево, Камаевка, Первый и Второй Выселки, Новоархангельск и Латат. Другая ветка отходила от Камаевки и шла через Подломск, Турунтаево, Мазалово, Поповичи и Ишим.
Турунтаево было небольшим селом, цепочкой вытянувшимся вдоль тракта, который проходил по центральной и единственной улице, теперь улице Октябрьской. Сельское население занималось в основном хлебопашеством, охотой, рыболовством на реках Ташма и Яя. Были распространены и домашние промыслы – льнопрядение, ткачество. Кроме того имелись свои ремесленники, кузнецы, шорники, колесники, пимокаты, сапожники, портные и кожевники.
Примерно в десяти верстах от Турунтаево, по направлению к Томску находится село Подломск. Раньше оно называлось Кристинино, по имени первопоселенцев Кристининых, пришедших сюда в первой половине прошлого века.
»====»» В «Кийском», стоявшем на 205-й версте к юго-востоку от окружного (а затем - губернского) города Томска, западную часть пролегшего через него пути жители привычно называли «Московским», а восточную - «Иркутским» трактом. 22 июля 1857 года Кийск официально удостоился статуса окружного (с 1898-го года - уездного) города, а с 11 ноября 1857 года - в честь царственной супруги российского императора Александра II Марии Александровны - он стал именоваться Мариинском. До самого конца XIX столетия из пересыльной тюрьмы города Томска продолжали следовать через Мариинский «полуэтап» на восток Сибири многочисленные партии каторжан и ссыльных. В 1875 году их прошло 10592, в 1883 году - 14432, в 1886-м - 15268 человек, и т.д.; проследовавшая в 1880 году по этому маршруту партия числом в 10277 человек на пути от г. Томска до Забайкалья оставила за собой 208 свежих могильных холмиков...
Расстояние в 212 вёрст от города Томска до Мариинского «полуэтапа» ссыльнокаторжные преодолевали с восемью остановками для ночевок в деревняхСемилужки, Халдеево, Турунтаево, Ишиме, Колыоне, Почитанской, Берикуле и Подъельничной. В Халдееве, Ишиме и Подъельничной производилась смена конвойных команд, состоявших обычно из офицера, фельдфебеля, трех или четырех унтер-офицеров и до 40 рядовых стражников. «»»==