Пожалуй, обновлю тему. А то залежалась она что-то с 2011 года
В общем, долго-ли коротко-ли, но всё же информацию более-менее собрали, и решился я написать в тему.
Идея поездки по Баронскому тракту вдоль Обь-Енисейского пути (далее – Путь) терзает уже давно, год, наверное. В сети очень много отчётов о том, как люди ездят вдоль БАМа, по северам, к 501 и 503 стройке, по Азии. При этом люди едут с одного края страны в другой. Очень многие ездят по той области, где проживают. В пример могу привести Алексея Тулупова, который помимо поездок по миру очень часто разъезжает по Уралу. Про новосибирцев из ОМК вообще молчу.
По Пути и вдоль него также было совершено достаточно походов на разном транспорте, от байдарок до велосипедов. При чём, на велосипедах ездили минимум два раза с разных сторон разные команды, а в поездке с томской стороны из трёх участников одна была девушка.
Так почему бы нам, живя в Томской области, не посетить жемчужину нашего региона Обь-Енисейский водный путь, а точнее его часть. Ту часть, которая нам окажется по силам. Ставить задачу прохождения на авто пути до Енисея конечно не стоит ибо без фанатизма, да и идея поездки несколько иная, но тем не менее, дойти до Генеральского болота нам по силам. Но, обо всё по порядку.
Часть Пути, вдоль которой нам по большей части предстоит проехать, состоит из рек Ломоватая и Язёвая, которая в свою очередь вытекает из Водораздельного озера. Тракт шёл вдоль левого берега Ломоватой, пересекал Язёвую между Генеральским и Николаевским шлюзами, ближе к Николаевскому.
Один из томских путешественников-любителей, который ведёт блог в живом журнале, свою страничку назвал – внедорожное краеведение, вот ссылка:
http://volos-t.livejournal.com/Поэтому идеей поездки можно считать желание посетить станы, провести на них достаточно времени, чтобы осмотреть их, то, что от них осталось и ещё более-менее узнаваемо в рельефе. Увидеть воочию остатки грандиозного труда, которые ещё не поглотила природа. Посозерцать и просто потупить на природе в живописных местах. Ну, это для романтиков.
А для зануд, прагматиков, последователей научного атеизма и всех тех, для кого движение само по себе не есть цель:
цель экспедиции – краеведческая, ознакомиться с историей нашего региона, побывав на месте грандиозного транспортного проекта нашей страны.
Соответственно, задачи экспедиции:
1. Посетить четыре крупных стана Пути (Ильинский, Главный, Новый, Генеральский). Именно посетить. Т.е. не проехать мимо, как ОМК, ибо их целью было именно прохождение и ни на что другое они время не тратили. Я же предлагаю больше времени провести на станах, осмотреть их, прикоснуться к следам былого. Там очень много интересного и скучно не будет.
2. Дойти на автомобилях до Генеральского болота. Судя по текстовому отчёту и фильмам ОМК это вполне решаемая задача.
Дополнительная задача, т.е. мечтательная (по ситуации):
Пройти Генеральское болото. Ну это, если нам не хватит рубилова и нужно будет убиться полностью )))
Итак, вот маршрут и его краткое описание:
1. От Томска до Белого Яра 313 км вполне приличной дороги. В Белом Яру есть заправка АИ-92 и ДТ.
2. От Белого Яра до Катайги 213 км по грунтовке. Про заправки нужно уточнять, как уточню, так поправлю. Кто знает – пишите в личку.
3. От Катайги до съезда на дорогу вдоль Пути около 24 км.
4. От съезда на дорогу вдоль Пути до брода через реку Деревянную около 2 км.
5. Брод через реку Деревянную.
Далее необходимо преодолеть реку Деревянную. ОМК в 2001 году эту реку бродили, брод не глубокий, судя по видео, но выход с него на правый берег Деревянной достаточно крутой и все лебедились. Однако экспедиция краеведов, которая посещала все станы до Водораздельного озера в 2011 году, через Деревянную уже перебиралась по «мосту», в виде трапов из брёвен, настеленных на крупный залом. Вроде сейчас нечто подобное сохранилось.
5. Дорога от брода через Деревянную до Ильинского стан (15 км).
От брода (моста) через Деревянную до предполагаемого поворота на Ильинский стан по прямой 15 км. Обычная лесная дорога. Вообще их там две. Ближняя к Ломоватой:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.00 ... &z=16&m=osи дальняя от Ломоватой:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.00 ... &z=16&m=osБлижняя дорога скорее всего и есть Баронский тракт.
6. Ильинский стан (третий гидроузел Пути).
Думаю, что это поворот на Ильинский стан:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.00 ... &z=17&m=osСам Ильинский стан тут:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.00 ... &z=17&m=osили тут:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.00 ... &z=17&m=osСам я больше склоняюсь ко второму варианту, ибо он похож на реконструкцию гидрошлюза, выполненную экспедицией 2011 года.
С дороги до стана примерно 0,3 км. На Ильинском стане располагалась литейка, остатки которой (часть фундамента) до сих пор видны, соответственно, стан был достаточно крупный. Также там находится курганный могильник, яма с битым кирпичём того времени (а вдруг удастся найти кирпич с годом изготовления?
), куча всяких металлических конструкций, труб, остатков деталей машин и механизмов.
7. Дорога от Ильинского стана до Главного стана (7 км).
Чуть дальше обе дороги соединяются:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.02 ... &z=16&m=osТракт уходит в лес и там петляет, но проследить его можно.
6. Главный стан (четвёртый стан).
Думаю, что стан тут, так как находится он примерно в месте слияния рек Ломоватая и Язёвая:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.05 ... &z=18&m=osА предполагаемый поворот к нему тут:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.05 ... &z=16&m=osНо я в этом совершенно не уверен, придётся так искать. От предполагаемого поворота на Главный стан до самого стана около 0,5 км. Другие же нашли, проблем с этим, думаю, не будет. Далее нужно будет ошиваться пешком и искать остатки шлюзовой системы и гидротехнических сооружений, судя по материалам, которые удалось просмотреть, многое хорошо видно. Он был построен одним из первых и в нём находилась резиденция барона Аминова – руководителя строительством, в честь которого и был назван тракт вдоль Пути. На стане была пристань и склады, их соединяла узкоколейка, по которой ходил локомобиль. Также было расположено тепличное хозяйство, откуда осуществлялось снабжение продуктами остальных пунктов Пути.
7. Дорога от Главного стана до Нового стана (2,4 км).
8. Новый стан (пятый стан).
Вот он:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.06 ... &z=16&m=osСамый большой стан всего Пути, его очень хорошо видно со спутника, также хорошо виден обводной канал в виде полузаросшей прямой между двумя изгибами реки Язёвой. Там же находится избушка егеря, кладбище, могила лоцмана Пути Порфирия Ципиряева, могилный камель Евлалии Рудковской, много безымянных могил. Экспедиция 2011 года установила там места расположения огородов и домов вокруг них, также как и на Ильинском стане куча разнообразного железа.
ОМК от брода через Деревянную и до Нового стана ехали весь день и в Новый стан уже прибыли вечером. Получается, что путь в 50-55 км (если я всё правильно прикинул) от Катайги до Нового стана занял весь день. Дорога вполне сносная, изобилует большим количеством луж. Так как проходит по остаткам Баронского тракта, то много участков старой дороги, состоящей из клетей, которые заполнены водой и грязью. В Новом стане можно провести побольше времени, может день, отдохнуть, насладиться природой. По сути, цель максимум достигнута. От сюда можно пешком дойти до следующего стана, который называется Никольский и находится за Генеральским болотом. Можно по воде, для тех, у кого есть лодка. Можно тупить в лагере и гулять по окрестностям. Если же хочется проверить свои силы и хапнуть настоящего рубилова, то тогда читаем дальше.
8. Дорога от Нового стана до перехода через Генеральское болото (5,5 км, волшебные цифры для любого мерседесовода
)
9. Генеральское болото (переход длиной 0,33 км).
ОМК разбивали лагерь на берегу Генеральского болота, у самого перехода, вот он:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.09 ... &z=16&m=osПо сути, за переходом через Генеральское болото начинается самая таинственная часть Баронского тракта, на которой мало кто бывал, а ОМКашники единственные, кто там был на автомобилях.
Как видно, это самый узкий участок всего болота, именно по нему и был проложен Баронский тракт. При этом противоположный берег болота является лесным островом в болоте. Таким образом, болото по лесу не обойти в принципе ни с какой стороны, леса там просто нет. Болото моховое (по другим источникам – клюквенное, возможно это одно и то же, я не знаю), т.е. не топкое, в центре есть небольшой островок с «твёрдой почвой», у противоположного берега река. Хорошо видны следы техники, которая проходила этот участок по наименее мокрой части.
У ОМК на подготовку участка для провода автомобиля ушло несколько дней. При этом их было 7 экипажей и пилы с горизонтально расположенной шиной. Первую машину они проводили через переход весь день по уши в воде, постоянно перекладывая мостки. Кароче, жесть. Правда им и с количеством воды «повезло», как уже было неоднократно сказано.
Экспедиция 2011 года также проходила этот участок, только пешком и в августе. И судя по их фото воды там ни разу не меньше. Остатки баронского тракта, выполненного из лиственницы, легко нащупываются под водой, судя по отчётам.
Мечтательная часть нашей экспедиции.
Её я решил описать просто так, всё равно не поедем, но зато прорабатывать эту часть было куда интереснее, поэтому просто читаем
За переходом через Генеральское болото начинается «мечтательная» часть тракта. Эта часть тракта видна со спутника (наилучшее разрешение нашлось в Викимапии у спутника Here), но только как просека. Вообще весь тракт виден со спутника достаточно хорошо вплоть до Водораздельного озера, которое тракт обходил с севера.
В 2001 году ОМК часть тракта от перехода через Генеральское болото шли «пешком», скорость составляла 300 метров в сутки, а вся их экспедиция заняла 1,5 месяца. На фото экспедиции 2011 года просека тракта сразу после перехода через болото видна очень хорошо благодаря стараниям ОМК, ибо они её заново прорубили и пропилили. Где-то недалеко от перехода через Генеральское болото находится карьер, где брали песок для строительства Пути и тракта, если повезёт, то найдём его хотя бы пешком.
9. Генеральский стан.
Сразу после перехода через Генеральское болото отходит дорога к Генеральскому стану (это шестой и предпоследний стан на томской стороне) и шлюзу. Расстояние 1.2 км., из которых 0,9 км. болото.
Вот дорога к Генеральскому стану:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.09 ... &z=15&m=osОМК там не были. Да и вообще там мало кто был
Генеральский стан вот:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.10 ... &z=15&m=osВо всех отчётах отмечают, что шум воды на этом шлюзе слышен издалека. Сохранились конструкции гидротехнических сооружений. Так же на стане находится один из реперов Министерства путей сообщения, установленный в 1913 году.
10. Лесной остров (2,8 км).
Баронский тракт от перехода через Генеральское болото выходит на длинный и узкий остров с лесным массивом, его длина 2,8 км. В этой части тракта, так же как и почти во всей «мечтательной» части, ОМК пришлось закладывать клети тракта специально напиленным лесом, ибо колёса проваливались в клетки клети. (Тракт был выполнен в виде клетей из лиственницы (основание) с уложенными сверху на них досками (поверхность тракта), что создавало ровную поверхность. Со временем верхняя часть сгнила, а основание ушло в землю.) В общем, помотало их там изрядно, судя по видео. Тракт на спутнике именно на острове не видно, только еле заметны некоторые участки просеки.
11. Лесной остров заканчивается очередным переходом через Генеральское болото и далее тракт идёт до реки Язёвой около 1,4 км. по то ли болоту то ли лесу. В общем, состояние тракта на этом участке удручающее.
12. Брод через реку Язёвую.
Вот он:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.11 ... &z=16&m=osИменно в этом месте облако, хотя смотреть там особо не чего. Там был мост, когда функционировал Баронский тракт и Путь (это мне КЭП подсказал на счёт моста
). ОМК там построили мост. В качестве центральных опор использовали опоры Баронского тракта, они на тот момент выдержали нагрузку в виде тяжёлых экспедиционных авто, хотя установлены были в конце 19 века. Я, честно говоря, просматривая этот момент на видео, минут на 20 задумался о вечном. Представляете? Использовать сваю, которой более 120 лет! В общем, реку переехали по мосту. На реке очень хороший клёв, судя по отчёту ОМК.
13. Никольский стан (седьмой по счёту и последний на томской земле).
Далее Баронский тракт через 1,4 км. подходит к Никольскому стану.
Вот он:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.11 ... &z=16&m=os На нём, судя по отчёту экспедиции 2011 года, был самый длинный спрямляющий прокоп, который хорошо видно со спутника. ОМК шли этот участок от моста через Язёвую 3 дня. На этом стане заимка егеря.
14. А вот от Никольского стана я малость запутался. Видимо часть тракта идёт вплотную вдоль реки Язёвой и через 2,9 км. теряется из виду вот тут:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.13 ... &z=15&m=osВозможно, там что-то было, в интернете информации найти не удалось, у ОМК тоже ничего про это не сказано, но диссертацию Агеева я не читал ещё. К тому же её не выдают на руки, ибо рукопись, поэтому придётся таскаться в библиотеку ТГУ, читательский которой не так давно заимел.
Другая часть тракта отчётливо проявляется чуть севернее, вот здесь:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.13 ... &z=15&m=osСкорее всего, это и есть основная, сквозная нитка Баронского тракта, которая периодически проявляется в болотистых местах, как, например, тут:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.15 ... &z=17&m=osА где-то тут тракт переходит через ручей (я так понял это ручей Лобаниха):
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.16 ... &z=16&m=osВ общем, эта часть маршрута описана очень скудно в части подробностей. Известно лишь, что там один брод через Лобаниху, на котором построили второй мост, также использовав оригинальные сваи Тракта. ОМК посчитали весь путь до этого места самым тяжёлым, далее уже не было таких ацких болот, а дорога шла по лесу. В общем, работали они только пилами. Далее Казанцевская заимка сразу после собственно канала (строители называли его прокоп, длина 7,8 км) и зимник, который ОМК прошли сравнительно легко.
Итого 610 км в одну сторону, из них:
1. Приличная дорога Томск, Белый Яр, Катайга, съезд на дорогу вдоль Пути – 550 км.
2. Лесная дорога от съезда с приличной дороги «Катайга – Усть-озёрное» до Генеральского болота – около 40 км.
3. «Мечтательная часть» Тракта, т.е. до Казанцевской заимки – около 20 км.
Перегон от Томска до реки Деревянной предлагаю осуществить за раз, лагерем на ночь встать у Деревянной. Далее по ситуации.
По срокам, если не лезть через генеральское болото минимум 5 дней, лучше 7, чтоб не торопиться и быть расслабленным.
Если лезть, то не известно, наверное, недели три при условии, что мы дойдём только до Казанцевской заимки и потом пойдём обратно, по пути:
- перенесём машины через Генеральское болото;
- построим два моста;
- обойдёмся без крупных поломок, которые превращают авто в недвижимость и требуют похода за запчастями.
По срокам предлагаю на рассмотрение сентябрь. Как раз часть народа возвращается с Памирского тракта, уже нет гнуса и ещё не холодно.
Рассчитываю минимум на 4 экипажа по 2 человека минимум.
Сложность скорее ТР-2, колёса не менее 31”, лебёдка, шноркель обязательно, джентельменский набор джиппера.
Снаряжение (если без преодоления Генеральского):
1. ЗИП на авто (каждый сам для себя определяет).
2. Запас топлива (каждый сам для себя определяет).
3. Инструменты для организации лагеря (полный набор на экипаж).
4. Продукты для автономного житья на 10 дней.
5. Рыболовные снасти.
6. Бензопилы у половины экипажей с запасом ГСМ и цепями.
7. GPS навигатор.
8. Скобы и вязальная проволока для изготовления мостов и гати.
9. …
Пишите, чего забыл, буду добавлять. И вообще, пишите всё, что считаете нужным по существу, буду добавлять в первое сообщение.
Ju предлагала сначала организовать разведывательную поездку. Так что выношу на обсуждение следующие вопросы:
1. Разведка. Нужна или нет.
2. Если нужна, то в какие сроки, давайте определимся.
3. Даты самой экспедиции (месяц, числа), давайте подумаем.
4. Идём или не идём за Генеральское? (тогда иной уровень подготовки).
5. Соответственно сроки самой экспедиции.
6. Проезд на территорию заказника. Или по знакомству с егерем договариваться, или делать официальные бумаги. Про бумаги я узнаю. Про личные знакомства с егерем прошу помощи подключиться тех, кто таковым располагает.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с материалами, которые использовались при проработке идеи, узнаете очень много интересного
:
1. Отчёт ОМК:
http://www.offroadmaster.ru/Html/CM2001_01.htm2. Видео ОМК.
2.1. Обь-Енисейский канал. Часть 2.
http://www.youtube.com/watch?v=zE8h_QTEKG02.2. Обь-Енисейский канал. Часть 4.
http://www.youtube.com/watch?v=yzubYSFedYQ3. Отчёт экспедиции 2011 года:
http://www.memorials.tomsk.ru/uploads/o ... a_oevp.ppt