Уаз — машина неожиданных технических траблов. Любая поездка на нем может принести поломку, которую на на любом другом автомобиле представить невозможно в принципе.
Еще при покупке машины обратил внимание, что во всех возможных карманчиках, рундуках и загашниках валяются контактные группы с "шоколадками" с генератора. При том вид у них был какой-то пыточный (пытали их будто). Внимания тогда не обратил на это, да и месяц эксплуатации КУ2 (Крайне Удачный Уазегг — аббривиатура) никаких особенностей по части работы генератора не принес. Оказалось: все впереди.
Утро 10 марта. Едем проверять блокировку заднего моста. Лес. Снега по пояс. Сопровождающая (в основном на стропе сзади или на лебедке ввиду недостатка просвета и отсутствия блокировок) НИВа шалит — то на брутствере снеговом экстримно повиснет, то диагоналку в замерзжем ручье словит, вобщем от приборов управления полетом КУ2 отвлекает. Посему ненормальность: дерганье стрелки вольтметра в районе 16-ти вольтовой отметки замечаю не сразу.
Остановка. Снимаем шоколадку — графитовые контакты залипли в пластмассовых направляющих. Подпиливаем их надфилем. Ставим. Едем дальше.
10 минут — опять нет зарядки. Снимаем шоколадку. Ага, щетки зависают из-за того, что пластмасса (внимание!) оплавляется.
Так, у нас же в машине имеет место быть стратегический запас этих девайсов!. Начинаем комбинировать (комбинирует штурман Вова, я даю советы). выходим на стабильный режим: новая шоколадка, десять минут езды, опять нет зарядки, снимаем оплавленную шоколадку.
Гм… Мысль, о том, что запчасти — из китайского воска вместо пластмассы, постепенно уходит прочь. дело явно не в пластмассе.
Касаемся (рукой штурмана Вовы) насоса ГУРа — терпимо, касаемся рукой генератора (тепловые условия примерно одинаковы) — ого, чай можно кипятить.
Используем для выезда из леса оставшийся запас шоколадок. В город гордо въезжаем на аккумуляторе...
Часть два. Почему генератор плавил шоколадки
Итак, у штурмана Вовы дошли сегодня руки до ревизии генератора.
Генератор был снят и подвергнут вскрытию. Вскрытие показало:
1. Вал генератора (внимание!) изогнут.
2. Посадочное место под подшипник в крышке генератора разбито
Мысли:
— изогнутый вал — только заводской дефект, вариантов повреждения этого устройства в процессе эксплуатации придумать не могу (если только генератор специально не роняли шкивом вниз на бетонный пол с трехметровой высоты)
— разбитое посадочное отверстие — следствие дисбаланса ротора.
Видимо, под нагрузкой на участке "щетки-контакты" все время происходило искрение, генератор перегревался и плавилась пластмасса узла "шоколадки".
Диагноз: генератор в утиль.