В преддверии начала сезона 2017 получили неприятный сюрприз от Томской ФАС урезание экипажей с 4 до 2 человек. Очень захотелось высказаться по этому поводу. Первое чем на наш взгляд должна руководствоваться федерация при принятии любых решений это своим уставом исходя из которого основная цель развитие и популяризация спорта.
К чему приведет урезание количества членов экипажа? К уменьшению количества участвующих в соревнования машин, вследствие чего многие классы не наберут нужного кворума. Прошлый сезон 2016 года яркий тому подтверждение, соревнования в классах ТР1, ТР2, ТР3 не состоялись и призовой фонд не был распределен среди спортсменов. Так сложилось, что плавный переход к тех. требованиям повлек за собой отток экипажей, причем многие ушли из любительского спорта безвозвратно. Если к примеру в 2014 году в «Поползлях» участвовали около 46 экипажей где были более мягкие требования к участником, в 2015 году было около 25 экипажей, в 2016 году и того меньше, плюс появились «мертвые души», видимо для кворума.
Теперь, рассмотрим, чем же помешали 3-4 человека в экипаже, тем кто ездит вдвоем. Решение кататься вдвоем или увеличивать кол-во человек в экипаже - это сугубо личное дело каждого и ранее это не запрещалось на Томском чемпионате. Сейчас идет активное подведение стандартов под требования РАФ (правила проведения и технические требования). Видимо это связано с желанием отправить экипажи из Томска на Чемпионат России. Какие же преимущества у 3-4 против двоих во время соревнований:
- возможность быстро передвигаться по трапикам;
- быстрый поиск КП;
- две головы хорошо, а четыре веселее;
Преимущества экипажа из 2 человек:
- проходимость по болотам, давление на грунт;
- скорость передвижения по трассе;
Мы видим, что преимущества не на столько значимые и при правильной постановке трассы организаторами легко уравнивают шансы экипажей. Если же глубже вникнуть в специфику подготовки своих машин Томскими участниками можно увидеть, что машины у всех имеют разную подготовку. У кого то стоят блокировки во всех мостах, быстрые лебедки с возможностью лебедиться в обе стороны, понижайки и многое другое облегчающее жизнь экипажа, кто то едет по трапам на менее подготовленном авто. Нет машин равных по технической подготовке. Из опыта прошлого года побеждает тот, у кого лучше готова машина, слаженно работает экипаж и есть финансовая возможность кататься везде и поддерживать техническое состояние машины.
Каким мог быть Томский чемпионат по троф-рейдам? Думаю не всем известно, что серия гонок Райфорест челендж, набирающая популярность по всему миру имеет статус любительских гонок со своими требованиями и правилами. Так почему бы и нам не пойти по своему пути: сделать Томский чемпионат одним из массовых со своими требованиями к экипажам и подготовке авто. Всегда говорил, что у нас не те возможности, что в центральной части России, и исходить надо из наших реалий. А если мы хотим на Чемпионат России, нужно выявлять лучших, помогать им в правильной подготовке авто, помогать им финансово. В конце концов, тот кто решить расти в сторону чемпионата России, будет готовить машину и экипаж по всем правилам РАФ. Рейтинговая система дает отличную возможность для того, чтобы получить приглашение на финал Чемпионата России. В финале могут принять участие только пилоты и штурманы с лицензиями РАФ. У нас таких людей не так много и большинство народу таких лицензий не имееют и соответственно не могут быть в рейтинге. С подготовленными под требования РАФ машинами дела обстоят еще хуже, сомневаюсь, что есть хоть одна сделанная по всем требованиям. Кто мешает проводить соревнования со своими требованиями, в рамках РАФ, тем более что изменения в регламентах допускаются для местных соревнований. Спортсмены же, претендующие на звание лучших, должны быть лучшими во всем и не боятся того что, у кого то, больше человек в экипаже или машина подготовлены лучше. Вот почему то, никто не смог составить конкуренцию экипажу из двух человек в Чемпионате Сибири 2016 в классе экстрим, в классе же туризм призерами так же были экипажи, состоящие из двух и трех человек. Многие ездили на чемпионат Томской области для общения, потренироваться, отдохнуть, проверить авто и посоревноваться. Сейчас многие перестали участвовать по каким-либо причинам, скорее всего политика официальных соревнований закрыла для них дорогу. Здесь можно много спорить, но на мой взгляд статистика говорит сама за себя, участников становится все меньше. Ринат и Сачок сами то давно стали кататься вдвоем? Вспомните с чего сами начинали, с чего начинали, те кто сейчас считают себя настоящими спортсменами, у всех были экипажи более 2-х человек. Сейчас могут уйти экипажи, которые годами ездили в одном составе, которые совместно готовят автомобили и для которых это принципиальная позиция. Вы готовы отказаться от этих людей? В любом случае решать Вам каким будет официальный Чемпионат Томской области. Безвыходных ситуаций нет, всегда можно сделать альтернативный любительский Чемпионат Томской области, объединившись клубами Томска, со своими правилами и требованиями.
P.S. Без любительского спорта не будет и профессионального!!!