витя писал(а):уравновесить шатуны с поршнями в сборе.
При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на шатуны, ошибочно полагая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не так: выход из строя любого из шатунов может привести к тяжелым последствиям, вплоть до разрушения мотора. Итак, на что надо обратить внимание..
Дефект 1. Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна
Причины:
• Длительная работа двигателя.
• Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
• Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
• Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
• Работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
Примечание: Указанные причины непосредственно на шатуны не влияют. Но они приводят к износу шатунных шеек коленвала и шатунных вкладышей, а это, в свою очередь, вызывает повышенные нагрузки на нижнюю головку шатуна. В критических случаях шатунные вкладыши могут провернуться в нижней головке шатуна. Все вышесказанное ведет к нарушению геометрии нижней головки шатуна. Проверку размеров шатуна следует выполнять так: ставим на место нижнюю крышку шатуна и затягиваем крепежные болты предписанным моментом. С помощью индикаторного нутромера, промеряем нижнюю головку в разных плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, то нижнюю головку шатуна необходимо отремонтировать.
N.B. Крышки шатунов не взаимозаменяемы.
Действия:
Ремонт нижней головки шатуна. В некоторых случаях – замена шатунов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Дефект 2. Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна
Причины:
• Длительная работа двигателя.
• Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
• Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
• Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
• Работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
• Засорение масляных каналов в теле шатуна.
• Неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
• Несоблюдение натяга при установке поршневого пальца в верхнюю головку шатуна (только для шатунов с прессовой посадкой поршневого пальца).
Примечание: Вышеперечисленные причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца, то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой палец.
N.B. При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней головки шатуна обязательно обеспечение одинакового межосевого расстояния между верхней и нижней головкой на всех шатунах.
Действия:
Ремонт верхней головки шатуна путем установки новой втулки. В некоторых случаях – замена шатунов. Для шатунов с прессовой посадкой пальца – замена шатунов! Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка системы охлаждения и при необходимости ее ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Дефект 3. Изгиб и скручивание стержня шатуна
Причины:
• Большой пробег двигателя.
• Гидроудар или попадание каких-либо предметов в цилиндры двигателя.
Действия:
Замена шатунов. При наличии подобных повреждений шатуны, как правило, не ремонтируются.
Примечание: Для проверки деформации шатунов существуют специальные приспособления. Проверить геометрию шатунов можно на станке для расточки шатунов, а также воспользовавшись лекальной линейкой или поверочной плитой.
Дефект 4. Износ или разрушение резьбы на болтах крепления нижних крышек шатунов
• Неправильная затяжка крепежных болтов.
• Перегрев двигателя.
• «Стук» шатунных подшипников.
Действия:
Замена шатунных болтов и гаек. Строгое соблюдение предписанного момента затяжки.
Дефект 5. Разрушение резьбы в крепежных отверстиях
Причины:
• Неправильная затяжка крепежных болтов.
• Перегрев двигателя.
• «Стук» шатунных подшипников.
Действия:
Изношенная или разрушенная резьба ремонту не подлежит. Замена шатуна.
Дефект 6. Трещины в шатуне
Причины:
• Часть причин, приводящих к появлению трещин, перечислена выше, в пункте 1.
• Гидроудар или попадание в цилиндр посторонних предметов.
Действия:
При наличии трещин шатуны ремонту не подлежат.
Примечание: Определить наличие трещин можно визуально. Но в большинстве случаев трещины в шатуне приводят к его разрушению во время работы, что ведет к тяжелым последствиям для мотора, вплоть до его разрушения.
Дополнения:
А. После ремонта шатуны должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом для удаления загрязнений.
В. При замене хотя бы одного шатуна необходимо взвесить его и путем снятия металла с приливов на нижней крышке и самом шатуне подогнать массу так, чтобы разница в комплекте для одного мотора не превышала указаний завода-изготовителя. Как правило, данные показатели не должны превышать:
для легковых двигателей – 4 г;
для грузовых двигателей – 15 г.
Материал подготовлен экспертной группой фирмы «Механика»
витя писал(а): Моё мнение такое, что это вызвано качеством изготовления деталей
mitek писал(а):это еще предстоит. Приму посильную помощь, в т.ч. методическую.
Jhonny писал(а):еще думаю каков идеальный вес и центр тяжести?
я считаю надо брать за эталон самый легкий, так как из легкого сделать потяжелеее проблемма, а идеальный центр тяжести искать ой как муторно...ложим самый красивый
Jhonny писал(а):я считаю надо брать за эталон самый легкий, так как из легкого сделать потяжелеее проблемма, а идеальный центр тяжести искать ой как муторно...ложим самый красивый
витя писал(а):В книжках сказано - в каком месте поршня надо снимать металл для уравновешивания поршня.
Что-то все про пршни, да про поршни..... А шатуны кто и в каком месте рискнёт стачивать?
Sergio31519 писал(а):Кстати насчет инструкций и интернета - часто бываю на разных авто-сайтах и форумах и по моим наблюдениям такого объема информации как у нас нет нигде
mitek писал(а):Выбраковал нечетные шатуны. №1 был гнутый (верхняя головка где-то на 1мм от оси симметрии ушла "вдоль" двигателя, не помню в какую сторону), а у №3 значительный овал нижней головки (0.2мм при допустимых 0.05мм).
Спасибо Sergio31519 за нутромер, с ним завтра пойду за новыми шатунами, сразу буду выбраковывать овалы )).
Кстати, у кого есть опыт? Если у меня пальцы (поршневые) "зеленые", и купить шатуны "зеленые", они подойдут друг к другу? или в магазине надо будет еще и палец совать в шатун для примерки? Почему не хотелось бы - пальцы еще в консервационной смазке, шатуны (надеюсь) тоже, а примерять положено смазав маслом чистые детали.
Sergio31519 писал(а): и по моим наблюдениям такого объема информации как у нас нет нигде
Вернуться в Двигатель и трансмиссия
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0