Отчет о летнем отпуске в Алтайских горах Казахстана (июль-август 2010)
Экипаж - mitek,between
Авто - УАЗ 31512
Маршрут - Томск-Белуха-Томск
Выезд 26.07.2010
День 1.
Выехали из города в сторону Новосибирска по М53, 13-00. Погода прекрасная, ясно, жарко. В Мочище пошел дождь. Ну что, сказать, не удивились, Мочище же. Самодельные крепления нижних дворников быстро сбойнули, тяги провернуло, и город мы прошли без дворников, "наизусть".
В районе академгородка я вышел, снял правый рычаг, левый переставил на шлицах по "месту". Сектор очистки единственного дворника еще ополовинился, но чистил исправно до самого дома. На границе с Алтайским краем дождь перестал, пообедали, поехали дальше. Опять полило. Ночевали на р. Малая Калманка. Дождь.
День 2.
Утром в палатку барабанило не только дождем. Яростно ломились комары. Вроде от тайги больше чем на 500км отъехали, а нет, вот они, злые. Бегом спальники-палатку в машину и "по коробке". Злые, голодные. Дождь. На заправке врубилась сигналка. Уговорить ее замолчать не удавалось, пришлось разъем отключить. Далее так и едем без сигналки. Зачем-то поехали через Рубцовск (идея моя). До Рубцовки трасса прелесть, а вот между Рубцовкой и Змеиногорском (в районе села Варшава и реки Паршивая) дорога "НЕ ОЧЕНЬ". оторвался правый задний амортизатор. Дождь, прем не останавливаясь. Воздух градусов 10 Цельсия, не больше. За Староалейским вылезли все же перекусить-умыться (см. видео). В городе неплохо бы приварить амм. Границу прошли по дождю. Застраховались, мчим дальше. Дорога знакома по прошлому году. Однако, в коварной деревне Предгорное, ловят на скорости 71км/ч и штрафуют на 5МРП (где-то 1400р). Трасса проходит по ней в двух местах, между которыми складывается впечатление, что вокруг никого-ничего (ну вроде бы уже выехал, а формально еще нет). Отбирают права, которые позже обменяют на квитанцию об оплате штрафа. Либо сегодня до 19 вечера (а время уже обед) в условленном месте, либо послезавтра в областном ГАИ (Жол полициясы). Настроение Г. Дождь. Мчим в город, регистрируемся у знакомых, платим штраф. Дождь перестал. Думаем, что за пропуском (в погранзону) не успеваем, возращаемся за правами. У инспектора интересуемся, нет ли в Предгорном живописного места на Иртыше. Оказывается есть. Едем ужинать и спать.
Место хорошее, но, лучше бы успели за пропуском (БЫЛО РЕАЛЬНО ЕЩЕ) и ехали дальше.
День 3.
Почти солнечно. Опять въезжаем в город, осталось снять в банкомате тенге и забрать пропуск. Останавливаюсь у знакомого гастронома, снимаю денег, выезжаю на улицу, слышу крик "Стой куда прешь!". Приехали. Сзади невесть откуда взявшаяся белая пузатера (ниссан санни 15 кузов как оказалось). Видно ее было ПРИ ВСЕМ ЖЕЛАНИИ только в нижний краешек правого зеркала заднего вида. Но я туда не посмотрел (опять невнимательность!), а мужик (точнее мудак) стоял говорил по сотовому, а в заглушенном ниссане оказывается бибикалка не работает. Так что предотвратить наезд оказалось не судьба. Почему мудак - а потому что парковка вокруг была достаточно свободная, но чтобы быстрее ответить на звонок он прижался между УАЗом (стоял перпендикулярно дороге) и проезжей частью, как раз мордой в полуметре от запаски. Расстался со ВСЕМИ деньгами, чтобы уладить вопрос (хотел сперва по страховке уладить, но в последний момент, когда уже страховой комиссар смылся в офис, собака серая, офицер ЖП заявил, что машину заберет на платную штраф-стоянку до суда на две недели), поехали дальше.
Получили пропуск, выехали в горы. Погода наладилась. Шлю телеграммы на родину (вышлите денег зпт целую тчк). Дорога до Зыряновска говно полное, особенно вторая ее половина. Свернули на Алтайское. Ночевали на море в полуразрушенном домике брошеной турбазы "Волна".
День 4.
Всю ночь хлопали крыльями совы (оказывается, это теперь ИХ Домики были), а утром через домик на крыше сидел орел. Ну думаю, хорошо хоть по темну в его домик не залезли. Надя загорает.
Выехали дальше, на завтрак остановились на пологом берегу моря, на лужайке. Жарим гриль, пробуем загорать и даже купаться. Но ветерок все еще прохладный, вода тоже.
Едем в Большенарымское. По дороге отскакивает левый задний амортизатор (Инженер, ну кто же так варит, двоечник ты!!!). Передвижение на УАЗике приобретает совсем непривычный "вкус". После Большенарымского дорога - ОТЛИЧНЫЙ асфальт. Ну не как Барнаул-Рубцовск конечно (вот где есть томским уродам-дорожникам поучиться чему), но очень приличная. В Катон-Карагае получаем пропуск в нац. парк. Недорого. Кстати, там уже на русском надписей нет, а в Урыли и подавно. Ползем на Язевое, вечереет. Дорога после Урыли плохая, вся в булыжниках и ямах. Проходим село Берель, дорога еще хуже, доползаем через мост до д. Язевка (Кара-Айрын кажется), проходим КПП в нац. парк и через километр снизу неприятный стук. Выхожу и фигею. Коренной левой задней рессоры лопнул (по хомуту), картер заднего моста без 3 верхних гаек. Наверное на камень налетел.
Ставлю новые гайки пытаюсь ехать вверх, но понимаю, что на такой тяжелой дороге (а осталось всего 17 километров до ее конца), рессора без коренного не жилец. Разворачиваемся, спускаемся на 1-2 передаче. На КПП каюсь, "Да, неудачник" )) Ночуем в живописном месте на берегу Бухтармы в 5 км от Урыли.
День 5.
Местные, конечно, молодцы. Природу берегут. Вдоль дороги, на каждой лужайке стоит красивая деревянная беседка, неподалеку оборудованы "туалеты", и ямы для мусора. И это в горах, в 400км от города. Места красивейшие, совершенно незасраные. Люди добрые и отзывчивые. В Урыли на бывшей МТС находим понимание с Сергеем, который говорит, что дома есть у него рессора, а сын Андрей (тракторист) поможет ее поменять. К концу дня у нас подвеска исправна, в починке принимали участие не менее 5 человек.
Кронштейны амортизаторов держатся намертво. Что запомнилось, пятница, вечер, а ВСЕ до единого трезвые, и трактористы и сварщики. Русское село, увы, не такое. Жизнь наладилась, едем в горы. На КПП нас догоняет Делика, а за ней два ПАЗа с туристами. Я в шоке, КАК это туда полезет, там марена вообще не слабая, мостом чиркнуть плевое дело. Залезли, водилы творят чудеса. Позже оказалось что не без потерь эта дорога для ПАЗа (минус один баллон и хомут глушака). Наверху (оз. Язевое) прохладно, но красиво (я бы даже сказал чудесно). Время точно не имеет значения, когда вокруг такие виды.
Выделили нам полянку для жилья, дрова, столик. Стемнело.
День 6.
Погода все еще чудная, вид на Белуху прямо сквозь дверь палатки. Завтракаем, пробуем ехать дальше.
И опять невнимательность, загляделся на пейзажи, упал левым бортом в придорожный ручей, под которым оказалось болото. А хабы-то выключены! Хорошо, еще меньше километра от лагеря отъехали.
Машина медленно тонет, ну и т.к. лифтована, утонула (по бак) глубже чем могла бы. Ручная лебедка не помогает. Надя идет в лагерь, там кроме ПАЗа и делики никого. Делика тут же уезжает (да и толку от нее не было бы все равно), а водитель ПАЗа упирается, мол задом в горах ездить не буду, пофигу что меньше 100м там до места разворота было бы. Уговаривали его всей толпой, включая хозяев базы. Ни в какую. Ждём помощи (вдруг еще кто-то приедет). Связи нет )). Расстелили пенки около дороги, лежим, вялимся. Время не имеет значения. Тепло. Мухи кусают. Приехал головастик, из него человек 15 разных возрастов и полов местных вылезло. Водитель тоже не хочет помогать, но позже согласился, после обеда, попробовать. Ждем, время-то не имеет значения. Наконец-то обед закончился, едем пробовать. Головастик оказался с убитым сцеплением и аккумулятором. С трех попыток ни одна ни на сантиметр не помогла, даже показалось, еще глубже зарылся. Головастик развернулся и уехал. Я беру лопату, и по камушку, почутьчуть, пытаюсь сделать ручью новое русло, чтобы не под машиной он тек. За двое суток, возможно, это болото бы я высушил, после чего можно было бы доставать машину уже из ямы, подкладывая подколеса камни-доски. А может и нет, но работа шла очень медленно. Мысли уже только одни - скорее бы выбраться и домой. И тут из-за поворота показывается ПАЗ. Многотонная машина натягивает бармалейку, и УАЗик с легкостью выпрыгивает на сушу. Позднее водитель головастика скажет "Плохой у тебя трос, аднака, мягкий. Надо стальной, жесткий". Бегу, спотыкаясь, показываю ПАЗу обратную дорогу, метр-за-метром, вывожу его на разворот, и бегом к машине. Фотаемся,
и едем домой, вниз, грязные, сгоревшие и уставшие. Мужики сказали "повезло тебе, что ПАЗ смог, а то ближайший трактор в Берели" (а до туда км 40 по горам пешочком). Да, повезло. От бани скромно отказываюсь (ее ждать надо было пока протопят), едем вниз,
к Бухтарме, где стояли 2 дня назад. Там правда здорово, да и намного теплее. Пробуем отмываться.
День 7.
Утро было хмурым, но собраться дало. Прошли Урыль
, полил ливень (см. видео). Вечером (ок. 18), уже в Усть-Каменогорске, дождь утих, а потом и развеялось. Дорога очень тяжелая
(Зыряновск, выше все сказано), ехали без остановок, только на АЗС. Границу прошли по темну (после 23). Остановились на оз. Колыванском за деревней Саввушка. В темноте всей красоты не видели, но за неделю твердо уяснили, что утром неуютный темный угол становится живописнейшим местечком.
День 8.
Так оказалось и на этот раз. Озеро красивое, берег приятный, водичка теплая.
Погода тоже ничего так. Домой. Опять без остановок. Пробуем через Белово, т.к. неделю назад, в это же время в понедельник, видели как плотно стояло Бердское шоссе в сторону города. Дорога слегка удлиннилась, но зато по пути всего пара деревушек около Кемерова, остальное чистая ровная трасса. В Томск прибыли заполночь, домой еле донес ноги.
Резюме.
1. Жаль, но удача, похоже, осталась дома. Почти каждый день приносил новые приключения, если не сказать испытания.
2. Места отличнейшие, природа великолепная, и (респект Казахам) ее реально берегут, ценят.
3. Маршрут не пройден в заявленном объеме,
Австрийская дорога и Зайсан остаются на следующий раз.
4. Задумка в голове осталась, посмотрим какая команда соберется в следующем году.
5. УАЗ, как экспедиционник на двоих, в общем-то годится. Но (в силу уже возраста, к сожалению) уставший, поэтому 100%-й уверенности не вселяет уже, как раньше.
6. Палатка 2-seconds вещь! Газовым примусом уже никого не удивишь. Инвертор 220 давал пищу ноутбуку с навигатором (USB), а также зарядке для сотового. Автохолодильник - незаменимая вещь.
7. Спасибо всем, кто помогал собираться, кто помогал в поездке, и кто переживал тоже.
8. Штурману (Наде) отдельное спасибо.
Тут немного видео
https://4x4.tomsk.ru/ftp/2010-07-26.Kazakh_Altay/