Ура-Патриот
Сергей Мишин
За рулем №12 2007
Отечественный вседорожник – что может быть лучше для путешествий по нашей стране? Так ли это, выяснял Сергей Мишин, проехав полторы тысячи километров по Горному Алтаю. Фото автора.
UAZ PATRIOT
«Патриот» выпускают с осени 2006 года.
Двигатель: бензиновый, 2,7 л, 128 л.с.
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая. Раздаточная коробка – 2-ступенчатая.
Комплектация: семь вариантов.
Цена: 430–510 тыс. руб.
Тестовый автомобиль: комплектация Limited, 510 тыс. руб.
Маршрут: Барнаул – Семинский перевал – Чуйский тракт – перевал Чике-Таман – Курайская котловина – Северо-Чуйский хребет – гора Актру – Мертвое озеро – ледник Актру – Курайская степь – Барнаул. 1500 км. Средний расход бензина АИ-92 – 14 л/100 км.
Из Барнаула нам, команде из девяти журналистов на пяти УАЗах, предстоит добраться до ледников Актру, что на Северо-Чуйском хребте Алтая. Эти машины читателям уже знакомы (ЗР, 2007, № 4): комфортные сиденья от «Рекстона», обновленные вакуумный усилитель и главный цилиндр тормозной системы, ABS восьмого поколения от Bosch, модернизированная система охлаждения, гидроусилитель Del-phi вместо прежнего ZF и кондиционер.
Наши пожитки растворяются в огромном багажнике, хотя там уже лежат несколько больших коробок, пара упаковок минералки, складная мебель и прочая мелочь, нелишняя вдали от цивилизации. И если загрузить еще столько же, поклажа едва займет половину свободного пространства.
Первым за руль садится мой коллега, а я пока располагаюсь сзади. Поначалу мне даже показалось, что Андрей – новичок за рулем, однако выяснилось, что только левый руль для него непривычен: дома-то праворульная «японка» с автоматом. (Таких машин на Алтае больше половины – сказывается влияние Востока.) Андрей быстро адаптируется к «Патриоту», подтверждая, что для управления этой машиной какого-то особого умения не нужно.
В салоне относительно тихо и не трясет. Но кондиционер откровенно слаб – за бортом плюс 33, а у меня на заднем сиденье разве что на градус прохладнее. Второе наблюдение куда менее приятно – зачем нужна такая опция? Спасаюсь, открыв люк в крыше – теперь наметилось хоть кое-какое движение воздуха.
Наступает мой черед садиться за руль, и теперь понятно, почему коллега поначалу чувствовал себя неуютно – в положении «прямо» баранку слегка прикусывает и удержаться в пределах полосы стоит немалых трудов. Явно перетянуто зацепление в рулевом механизме. Забегая вперед, скажу, что за время пробега довелось поездить на всех машинах нашей экспедиции, и все они вели себя по-разному! Казалось бы, заводской конвейер должен обеспечивать высокую повторяемость результата, а машины – будто яйца Фаберже: двух одинаковых не найдешь. Даже в композиции «панель приборов – консоль – обивки дверей» мы насчитали шесть (!) различных оттенков и вариантов тиснений пластика. Говорят, раньше было одиннадцать.
ГОРЫ
Перевал Семинский (высота 1800 м) с нашей стороны без крутых поворотов и серпантинов, поэтому штурм его ничем не отличается от обычного движения. В коробке третья передача, но чтобы мотор не скисал, скорость держу не ниже 90 км/ч – если притормаживаешь на выбоинах до 60–70, приходится переходить на вторую. На вершине нас ждет ужин и ночевка в гостинце «Кедр».
Раннее утро. Холодный мотор (при плюсовой температуре) тянуть не хочет – при попытке тронуться чихает и глохнет. Ну не бежать же на кухню за кипятком. Прогреваю движок на месте – только после этого можно ехать. Современному впрыску нужен прогрев – это что за калибровки? А каково будет при настоящем морозе?
В поисках удачного ракурса для съемки съезжаю с дороги в поле и тут же, чертыхаясь, лезу в сырую от росы траву включать муфты передних колес – только с задним приводом машина здесь не едет. Виной тому, конечно, шины с «асфальтовым» рисунком. Но все ведущие делают свое дело – «Патриот» легко пересекает зеленую поляну и по мокрой, скользкой обочине выбирается на твердое.
На перевал Чике-Таман идем по узкой щебеночной дороге. Олегу (второму барнаульцу в нашем экипаже) за рулем не расслабиться – слева обрыв, а справа, вплотную к дороге, скала, готовая при случае содрать с бочины вседорожника весь лоск металлика.
К счастью, добрались до вершины без потерь, и я, ради красивого кадра, загоняю «Патриот» передним колесом на камень. Коллега полез за камерой в багажник и... не смог его открыть – кузов перекосило!
Через 200 километров сворачиваем на песчаную дорогу Курайской степи. Окна и люк задраить, вентиляцию включить на полную – иначе наглотаешься пыли. За каждым автомобилем тянется 100-метровый шлейф, и спасает только боковой ветер. Тем не менее к вечеру вещи в багажнике покрываются щедрым слоем пыли.
На грунтовке, где скорость за сотню, «Патриот» идет мягко, не козлит и даже безболезненно проскакивает поперечные канавы, промытые, видимо, ручьями. Минут через тридцать выходим к речке и преодолеваем несколько полуметровых бродов. Впереди – крутой подъем по горной тропе.
ЭКСТРИМ
Но сначала переправа через горную речку по шаткому деревянному мостику с поворотом посередине. Крадучись, мы с «Патриотом» преодолеваем-таки бревенчатый косогор и благополучно выползаем на берег.
Пробираясь между камнями и корнями деревьев, тянусь вслед за первой машиной. На первой пониженной без газа машина идет неохотно, требует чуть поддать, а это увеличивает минимальную скорость. Все-таки не хватает тяги на низах, так нужной на бездорожье.
А торопиться нельзя. Одно неверное движение – и «Патриот» повиснет на камнях или разобьет о них то, что расположено ниже рамы. Кузов на ходу раскачивается – бензобаки под его порогами того и гляди заскребут по камням. Так и есть: одна машина вспарывает бак, орошая горную тропу бензином. Выступающая сливная пробка выдрана с мясом.
Баки под порогами – наследие военного «козла». Но у того база короче, и в бою живучесть с двумя баками выше. А зачем они гражданской машине, да еще так неудачно расположенные? Один, упрятанный в более безопасное место или хотя бы защищенный как следует, был бы куда уместнее.
С «раненым» остается техничка, а экипаж расселяется по другим машинам. Затратив почти час на преодоление семикилометрового участка, выбрались на плато, расположенное на высоте 2100 м. Впереди глубокая река, дальше двигаться невозможно. По шаткому пешеходному мостику перебираемся на другую сторону и вскоре выходим к небольшому горному озеру Сачки.
Ужин, ночевка в домике без света (электростанцию запускают ненадолго – топливо сюда доставлять накладно). Уже в темноте подтянулись раненый «Патриот» с техничкой – бак удалось залатать «холодной сваркой».
В середине следующего дня, совершив уже пешее восхождение к вечным снегам Актру, возвращаемся к машинам и начинаем спуск в долину. Вовремя! Накрапывает дождь – дорога и камни становятся скользкими. Машину надо все время сдерживать: если понесет, не то что баки – мосты поотрываем.
Когда спустились к переправе, дождь разошелся не на шутку. Пришлось ползти по этим разъезжающимся скользким бревнам, возвращая их на место после каждой машины.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Проскочили под дождем степь и, наконец, вырвались на асфальт. Здесь можно отключить муфты ступиц переднего моста – для «экономии» трансмиссии, подразумевая экономию топлива. Правда, у опытных владельцев УАЗов на сей счет свое мнение. С отключенными «хабами» шлицы неподвижного карданного вала изнашиваются неравномерно, и со временем тот начинает бить.
Путешествие подходит к концу, последний день – самый грустный. Все интересное позади, а тут еще дождь зарядил с самого утра. Самое время подвести итоги.
Ни один из «патриотов» за этот пробег не избежал замены бензонасоса и подтягивания гаек на рычагах стеклоочистителей. У двух машин под проливным дождем стеклоочистители и вовсе отключались – сработали предохранители. Других проблем не было.
Вызывает недоумение разброс характеристик между серийными «патриотами»: один отличается хорошим, тяговитым мотором и меньшим, чем у остальных, расходом бензина. Зато на нем же была самая шумная коробка, хотя и переключалась лучше других.
Второй, с закусывающим рулем, непросто было удержать в пределах полосы. У третьего, чтобы включить раздатку, пришлось вырезать кусок пластика в консоли. Четвертый запомнился тугой педалью тормоза и рысканьем при торможении. Впечатление, будто машины эти собирали в артели кустарей-ремесленников.
И вместе с тем улучшения в характере «Патриота» заметны. Всем экипажам понравились новые удобные сиденья – явный плюс. Ни один из автомобилей не доставил хлопот с системой охлаждения. Обновленные тормоза работают лучше и стабильнее прежних – к сожалению, опять-таки не на всех машинах.
А вот гидроусилитель Delphi вместо ZF – замена шила на мыло. Очевидных преимуществ нет, более того, лишь одна машина из всех не рыскала по полосе. Кондиционер явно слабоват для просторного салона: опция, прямо скажем, для галочки... и цены: полмиллиона рублей вполне соответствуют мировому уровню.
UAZ PATRIOT сочетает в себе проходимость и относительную простоту военного УАЗа с вполне современным комфортом и оснащением (ABS, кондиционер, люк в крыше и т. д.).
+ Отличная проходимость, просторный салон, огромный багажник, удобные сиденья, относительно низкий уровень шума, возможность выбора подходящей комплектации.
- Низкое качество изготовления в целом, «висячие» баки, ручное подключение переднего моста, индивидуальный набор неисправностей у каждой машины.
http://uaz.auto-piter.ru/apdrive/id7078.html
Источник: http://www.zr.ru/ - автомобильный журнал "За рулем".