Капитан Арктика
19 май 2012, 11:47
Еще раз вернувшись к теме Сибирского тракта и других заброшенных дорог:
Долгими зимними вечерами занялся архивными поисками, интересовало не только Сибирский тракт но и вообще, заброшенные дороги, следы котрорых можно обнаружить в настоящее время (например мост на "Томариной дороге", так и не найденной и не найденный).
Не совсем ясны следующие моменты, по которым буду признателен за дополнительную информацию:
1. Переправа на Сибирском тракте упоминается как под самим Томском (Радищев, только дорога шла от Черной Речки вдоль берега, где теперь подмостовая лорога) так и в Ярском (Чехов, чуть не утонул там, кстати, и, если не ошибаюсь, по пути уже из Томска дальше на восток), так и в Усть-Сосновке:
...К середине XVIII века на территории Томской губернии между Обью и Томью было основано большое количество деревень, сел, между которыми крестьянами были положены колесные и санные дороги, и участок Сибирского тракта, ранее проходивший от Колывани на Уртам и Томск, изменил свое направление. Появилась паромная переправа через Обь в деревне Дубровино. Далее направление тракта пошло через Ташару и по территории нынешнего Болотнинского района через село Ояш, деревни Елбак, Зудово, Елизарово, Большую Черную, Кожевниково на Варюхино и Томск...
От Варюхино до Томска было два пути. Старый путь, действовавший с конца XVII века, проходил через село Ярское с переправой в нем через Томь на ее правый берег. И новый путь, проложенный в первой половине XVIII века по левому берегу Томи через Алаево, Калтай, Кафтанчиково, Тахтамышево с переправой через Томь в городе Томске, этот путь к концу XIX века стал основным
2. Тракт на картах дальше на восток указывается как через Томск, так и от Усть-Сосновки и Ярского через Косогорово-Овражное-приблизительно Басандайку - Семелужки и далее (ну как бы по этой дороге мы в том году с Полиной и К проезжали, не исключено)
3. В катехезисе с. Петухово упоминается о наличии до 60гг. хорошей грунтовой дороги Томск-Тайга, проходящей через это село, однако потом ее, якобы, специально перекрыли в двух местах. Вот интересует, как проходила эта дорога на участке от Петухово до Тайги
4. Непонятно, старый участок Сибирского тракта через Уртам-Могильники-Кирек действовал только зимой (все упоминания - о зимней эксплуатации), если летом - где остатки мостов/переправ через Таган и вторую речушку у Могильников?
5. Во всех документах указывается, что основной род занятий жителей д.д. Некрасово, Петухово, Сухарево и Богашово (назв. в современной транскрипции, не придирайтесь) - ямщицкое обслуживание Сибирского тракта. Далековато от самого тракта, если он проходил по левому берегу Томи (да плюс переправа, да плюс своих деревень на том берегу хватает), т.е. похоже правобережная нитка тракта всеже существовала.
6. В атласе автомобильных дорог СССР (там где Скай обнаружил Томское море, которое так и не создали), указана улучшенная грунтовая дорога из Кемерово через Яшкино-Усть-Сосновку-Косогорово-Басандайку-Семилужки, т.е., видимо, по трассе Сибирского тракта
7...с левобережья Оби (примерно из района современной деревни Батурино Томской области), через южную оконечность острова Симан к городу Томску шла ...дорога, ... В районе деревни Кругликово она пересекала Обь и далее через деревню Пашкову (современная деревня Зудова), Зеледеево, Варюхино, Алаево и далее, пересекая Томь, подходила к городу Томску...
На Могильники-5 планирую выехать как только установлю лебедку, заодно и посмотрю окрестности на предмет поиска следов старого пути Тракта, так что если есть желающие - присоединяйтесь...