Екатерина ВАРГАСОВА
08.01.2009, 04:37 Будет ли в Новосибирске памятник «Ниве»?
В январе 2007 года мы писали о новосибирце Иршате Бульхине, который выступил с идеей создания в Новосибирске памятника автомобилю «Нива». Какое отношение имеет этот замечательный автомобиль к нашему городу? Дело в том, что конструктор первого советского внедорожника — Валерий Сёмушкин — наш земляк, он родом из Новосибирской области.
— Я, как патриот своего города, считаю себя обязанным сделать то, что могу, для того, чтобы отдать дань уважения талантливому человеку, к сожалению, оставшемуся безвестным. Думаю, и мои земляки согласны с этим, — говорит Иршат Бульхин.
Инициативу Иршата поддерживают многие новосибирцы, среди которых и заместитель председателя Новосибирского областного Совета Анатолий Иваненко, который рассказал, что у него еще с советских времен стоит в гараже «Нива», бывшая незаменимым четырехколесным другом на рыбалке, на охоте, в поездках на дачу.
Несколько дней назад Иршат пришел в редакцию с хорошей новостью. Во время его последнего визита на АвтоВАЗ руководство завода поддержало предложение новосибирца об установке памятника «Ниве» в нашем городе. Скорее всего, это случится к 2010 году и будет приурочено к 70-летнему юбилею конструктора, который по сей день продолжает работать на автогиганте. Кроме того, у руководства предприятия есть желание привлечь журналистов (скорее всего московских) для создания фильма о Сёмушкине.
— Если я смогу довести до конца это дело, то буду считать, что не зря живу на свете. Я на сто процентов верю в успех, — продолжает Иршат Бульхин.
Иршат подробно изучил биографию выдающегося автоконструктора.
Автомобилями Валерий Сёмушкин интересовался с детства. В одном из интервью он вспоминал, какое потрясающее впечатление произвел на подростка черный блестящий «вольво», неизвестно как попавший в глухую деревушку под Новосибирском: «Брутальная внешность немецкого авто, красная обивка салона, портативный радиоприемник и льющаяся из него музыка — на фоне ламповой громадины «Родина« и патефона, которые я видел до этого, — все это просто опрокинуло».
У деревенского мальчика, родившегося за год до начала Великой Отечественной войны, талант художника проявился очень рано и очень ярко. Окончив школу и отслужив в армии, Валерий Сёмушкин поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Отработав одну из производственных практик на АвтоВАЗе, молодой человек решил, что трудиться он будет только здесь и свою жизнь посвятит автомобилям.
Самая удачная машина отечественного автопрома
Работу над «Нивой» Валерий Сёмушкин начал в 1972 году. Весной 73-го года на ВАЗе собрали первые две машины по проекту Сёмушкина. А в апреле 77-го «Нива» стала на конвейер.
Специалисты утверждают, что за всю историю отечественного автомобилестроения было всего три случая создания серийных автомобилей, соответствующих на момент выпуска всем тогдашним требованиям автомобильной моды. К таким причисляют «Победу», двадцать первую «Волгу» и «Ниву». Более того, автомобиль «Нива» по праву считают самой удачной машиной советского и российского автопрома за всю его историю.
Все началось в конце 60-х с правительственного заказа на разработку легкового полноприводного автомобиля, предназначенного для продажи населению. Единственным отечественным внедорожником тогда был УАЗ. Но он считался военной машиной и в свободную продажу не поступал.
В разработку джипа для простых советских тружеников включились АЗЛК, ИЖмаш и ВАЗ. Разработки первых двух автозаводов распространения не получили. А вот ведущему дизайнеру ВАЗа Валерию Сёмушкину удалось создать запоминающийся и нестареющий облик машины. Даже сейчас ухоженная «Нива» выглядит скорее классикой, но никак не анахронизмом.
Стоит особо отметить, что, в отличие от «Жигулей«, дизайн которых полностью скопирован с популярной малолитражки «Фиат-124», «Нива» — полностью эксклюзивная разработка советского конструктора, нашего земляка.
В семидесятые годы 80 процентов «Нив» уходило на экспорт, а те, что оставались в стране, распределялись исключительно по знакомству. Пик продаж советского внедорожника за рубежом пришелся на 1979 год. Тогда в Европе выдалась необычайно снежная зима. Несмотря на все усилия западных дорожников, легковушки вязли в сугробах и буксовали. Особенно ярко проявила себя «Нива». Легкая, юркая машина проезжала даже там, где вязли тяжелые джипы. В одной только Германии в этот год «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом раньше.
Во Франции «Нива» стала культовым автомобилем еще раньше, чем у себя на родине. На ралли Париж — Дакар французские автогонщики выступали именно на «Нивах» и почти всегда завоевывали призовые места.
Трудно назвать страну, где не продавались бы «Нивы», — от Новой Зеландии до Канады. Эта машина экспортировалась более чем в 100 стран. В 70-е годы она стала образцом для подражания японских автоконструкторов. Джип Suzuki Vitara имеет нивовские корни.
По заказу Министерства обороны на ВАЗе создали модель 2122 — военную плавающую «Ниву».
В сентябре 2002 года автомобильный бренд «Нива» был продан концерну General Motors. Силами совместного предприятия налажен серийный выпуск автомобилей Chevrolet Niva. Классические «Нивы» стали именоваться LADA 4х4. К 2011 году LADA 4х4 полностью уйдет с конвейера АвтоВАЗа.
История триумфа
В декабре 1978 года на международной выставке в Брно автомобиль ВАЗ-2121 был признан лучшим в своем классе и награжден золотой медалью.
Прошел еще год, и в декабре 1979 года «Ниве» был присвоен государственный Знак качества.
В октябре 1980 года вазовский внедорожник завоевал золотую медаль Познаньской международной ярмарки, в которой принимали участие более полутора тысяч фирм и предприятий мира. Получив награду как один из лучших экспонатов, «Нива» упрочила свой успех за рубежом.
1981 год — «Нива» завоевывает «бронзу» в самом престижном ралли-рейде Париж — Дакар, а также «золото» ралли-рейдов «Париж — Тунис» и «Алжир».
1983 год — «Нива» становится золотым призером чемпионата СССР по автокроссу.
1985 — звездный год «Нивы». Выиграны ралли «Камерун», «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли«, австралийский ралли-рейд »Маквэй-1000«.
Август 1995 года — завершение супермарафона Париж -Москва — Улан-Батор — Пекин. Первое место занял экипаж на «Ладе-Самаре», второе и третье места — «Нивы».
1996 год — русский триумф: первое командное место в супермарафоне Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин.
В 1999 году группа энтузиастов на автомобилях «Нива» поднялась на высоту 5726 метров над уровнем моря на Тибетском плато в Гималаях…
P.S. Когда верстался номер, журналисты «ВН» узнали из теленовостей, что президент Дмитрий Медведев вручил автомобиль «Нива» президенту Никарагуа Даниелю Ортеге во время визита последнего в Россию. Подарок был приурочен к событию, весьма приятному для российского автопрома: военное ведомство дружественной нам страны подписало с концерном АвтоВАЗ договор о поставке автомобилей «Нива» для нужд никарагуанской армии.
http://vn.ru/08.01.2009/citynews/96139/