С 2008 года я только один раз праздновала своей день рождения в Томске и в этом году думала, что случится второй. Однако фиг. Мы сослали ребенка на Алтай в туристический лагерь, а так как связи там совсем нет, то решили поехать и проверить, что там с этими детьми без связи делают. Ясное дело, поездка пришлась на мой день рождения, к тому же, мы решили совместить полезное с приятным и таки посмотреть уже на Каракольские озера. Все было очень быстро: от принятия решения до перемещения по широтам.
16 июля в 18.00 мы выехали из Томска и где-то около часа ночи заночевали в мотеле "Маяк" под Барнаулом. Еще в мае там было очень дешево на четверых (нам сказали, что это была акция для дальнобойщиков - страшно представить ), но в этот раз на двоих оказалось дороговато - 2000 за номер. Торговаться и искать что-то другое среди ночи желания не было, так что мы согласились.
17 июля мой телефон решил перескочить на час вперед и поднял нас в 7 утра (врал, что в 8). Пребывая в полной уверенности, что отчаливаем в 9, на часах в машине мы увидели 8 и поняли, почему так хочется спать. В целом это оказалось на руку, только с завтраком возникли проблемы. Поскольку мы находимся в режиме жесткой экономии, то в "Маяке" завтракать не стали, там дороговато. Заехали в "Теплый стан" между Барнаулом и Бийском, где нам понравилось во время поездки в Актру. Не думали, что все кафе на этом участке трассы такие расслабленные: это открывалось только в 9 утра (а многие другие были закрыты в 10-11 вечера, так что с ужином на обратном пути тоже были проблемы). Пришлось завтракать в "Роднике" в Полковниково. Окрошка им явно не удалась, в остальном сносно.
Дальше небольшой закуп в "Быстрономе" в Бийске - и без остановок в Чемал. Там нашли ребенка, посмотрели на лагерь (а там хорошо и дети довольны и заняты - ей даже не до нас было) и отправились искать семейство Дениса Гаврилова, который хотел отправиться с нами на Каракольские. Денис сообщил, что они стоят на берегу Катуни в 14 км от Чемала. Мы прочесали, как мы думали, с 7 по 16 км и не нашли их. Позже оказалось, что мы прочесали примерно с 7 по 15,7 км, а они стояли на 15,9 Впрочем, для Дениса (точнее, его машины) это явно оказалось к лучшему. Не надо было ему на Каракольские
В ожидании Дениса мы поели в армянском кафе "Ван" (отличная окрошка на мацуне), издали посмотрели на Чемальскую ГЭС и сходили на остров Патмос. Слышали про длинные очереди на подвесной мост на Патмос (одновременно разрешается заходить в количестве не больше шести человек), но нам, видимо, повезло: мы ждали своей очереди минут 5, максимум 10. Мы, наивные, думали, что остров примечателен хоть чем-то еще, кроме храма. Ан нет. Если и примечателен, то туда не пускают. А так все просто: прошел мост, зашел в храм (народ идет полуголый, так что на входе лежит куча платочков - хватит все места прикрыть ), вышел - и обратно по мостику. Виды с мостика хорошие, но когда люди останавливаются фотографировать, очереди с обоих концов ропщут...
(кто еще не в курсе, фотоаппарат у меня стибрили в Испании, так что я взяла с собой старый и сначала снимала на него, а потом пришла к выводу, что телефон уже делает фотографии куда приличнее и переключилась на телефон; цветопередача у фотоаппарата и в самом деле не слишком, а когда-то ведь был хорош...)
Гавриловы на связь так и не вышли, поэтому около 7 вечера мы стартовали в сторону Каракольских от поворота на базу отдыха "Благодать" сразу за пос. Анос (если ехать со стороны Усть-Семы). До Нижнего Куюма и весной, и летом идет нормальная грунтовка. Дальше весной сразу становилось веселее (броды, грязи, лужи), летом просто оказалось кочковато. Местами кочковато, местами нормально, вот так:
Попадаются живописные скалы:
Дорога идет сначала по р. Куюм, затем поворачивает вдоль р. Караташ и взбирается в небольшой живописный перевал:
Весной горы покрыты снегом и впечатляют больше:
С перевала дорога спускается к р. Элекмонар, на которой мы и планировали заночевать. Стемнело, хотелось утоптать поляну поближе к реке (трава там куда выше пояса), и в этой попытке мы слегка провалились в заболоченные колеи.
До ближайшего дерева было далековато, но тросов хватило. После этого мы решили не рисковать и подняться повыше. У дороги подходящих мест для стоянки не нашлось, так что остановились в чистом поле. Подверглись легкому нападению оводов, которые вскоре ушли спать. Поняли, что утром нужно удирать быстрее, пока они не проснулись.
18 июля встать рано на жаре труда не составило. Умылись в Элекмонаре и поехали.
Мы все гадали, какой будет дорога в гору, по р. Большой Курумдой. Весной там было весело всем. Сейчас же было просто грязновато.
По дороге ходят птицы.
Постепенно поднимаешься в красивый перевал, до которого мы весной не добрались.
Дорога становится хуже, грязнее и каменистее, но объездов хватает. Поднимаемся в последний перевал:
Дальше недлинный, но очень каменистый спуск к озерам и самодельный аншлаг с запретом на въезд. Мы решили не обращать на него внимания и спустились прямо на базу на 5-м Каракольском озере. Там один дядька сказал, что мы не проедем на 6-е озеро и что там дорога по ручью. Дорога оказалась ни о чем, но мы все равно не проехали, потому что пришла какая-то дама и стала кричать, что нам вообще сюда было нельзя проезжать. Мы немного поспорили и сошлись на том, что постоим, куда заехали, а на озеро сходим ногами:
Шестое Каракольское озеро:
Пятое Каракольское озеро:
Полоскание белья в миниГЭС:
Вид на базу, озеро и горы сверху:
Спуститься мы решили в Элекмонар. Сначала идет километров, по грубым прикидкам, 10 каменного триала по руслу какого-то ручья. Там по понятным причинам никто не фотографировал: по сторонам неинтересно, а если машину снимать - то можно до вечера не выехать.
Навстречу прошло "шишиг", наверное, 7 с изнывающими от тряски, жары и оводов туристами и несколько конных групп. Мне кажется, на конях там удобнее и быстрее.
Когда спустились в долину р. Огой, камни кончились, а вся грязь была проезжаема либо объезжаема:
Когда р. Огой превратился в р. Каракол, стало каменистее, суше и ровнее. Помыли голову в Караколе. Вообще не холодно.
Потом р. Каракол превращается в р. Элекмонар (хотя кажется, что это Элекмонар впадает в Каракол) и начинается совсем цивилизация: деревни, люди, легковушки и свежепостроенные мосты. Так что, если заезжать со стороны Элекмонара, сначала может показаться, что доехать до Каракол можно и на легковушке. Но я бы не рекомендовала это делать даже на внедорожнике, если только вы не любитель трястись по камням и отрывать пороги. Вот, например, во что превратилась наша большая блестящая выхлопная труба:
Один из свежих мостов через р. Элекмонар:
Спустившись, мы все-таки нашли Гавриловых, но не стали оставаться с ними на берегу Катуни, а поехали проверить перевал Ороктой. Для этого нужно укатить еще дальше в сторону Куюса до Ороктойского моста.
Пресловутая Катунь около Ороктойского моста: метров 20 ширины и (говорят) метров 60 глубины. Кто желает промерить?
Дальше идет подъем по р. Ороктой и спуск по р. Башлан. Встретили, кажется, террано из 22 региона, спускающийся с перевала. Они сказали, что там трудновато. Мы трудностей не заметили. Возможно, сказалась Каракольская подготовка
На Ороктойском перевале:
Виды с Ороктойского перевала загорожены деревьями, но все равно неплохи:
За перевалом растут забавные деревья:
А из препятствий на спуске разве что большие ворота с цепными замками, так что для их открывания/закрывания очень желателен сильный человек, а иногда два.
Где-то около 7 вечера мы выехали на Чуйский тракт в Куроте и погнали до Бийска, где заночевали в минигостинице "Абба" (со странностями, но и с удобствами в номере, жить можно, 1300 за двоих). Мне там понравилось дизайнерское решение потолка после выгораживания "удобств":
19 июля асфальтовый перегон Бийск-Томск - и короткому путешествию конец.