Уважаемая редакция журнала "Моделист-конструктор". Ваш журнал я читаю с 1988 года (мне сейчас 33 года). По специальности я слесарь, владею сварочным делом, а ко всему - большой любитель техники. Используя опубликованные в журнале технические разработки самодеятельных конструкторов, построил сам три мини-трактора. При этом находил и применял некоторые свои технические решения, например, один из тракторов оборудовал гидрокосилкой.
Журнал же вдохновил и на постройку автомобиля повышенной (а может, даже высокой) проходимости.
"Джип" (так сейчас называют мою машину в селе) делать я начал несколько лет назад, а не так давно испытал ее на ходу. Может, "делать" - слишком громко сказано, ведь я ее в основном собирал, так как вездеход скомпонован из готовых узлов и агрегатов (проревизированных или капитально отремонтированных) от различных старых серийных машин. Моей задачей было подобрать такие готовые механизмы, которые могли бы безаварийно работать, не вредя друг другу, и состыковать их между собой.
С задачей я, по-видимому, справился, так как, подвергнув машину серьезным испытаниям, колеся на ней "по долинам и по взгорьям", остался ею доволен.
Кузов взят москвичовский - от модели 21403 (типа универсал). Думаю, что он лучше подходит к внешнему виду машин класса "джип", чем кузова типа седан или хэтчбек, да и объем багажного отделения универсала такой, что позволяет уместить в нем не только большое запасное колесо, но и другой шоферский инвентарь: домкрат, трос, инструмент, да и просто кое-какую поклажу.
Шасси машины почти в полном комплекте (рама, колеса, подвески) - от грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Об этом вездеходе - покорителе бездорожья прошлых лет помнят разве что пожилые люди, а из молодых - пожалуй, только знатоки истории техники. Создан он был на базе легендарного послевоенного труженика проселков - грузового автомобиля ГАЗ-51, а потому во многом был с ним схож. У ГАЗ-63, в отличие от прототипа, оба моста были ведущими, а на заднем мосту было только по одному колесу с каждой стороны.
Шины колес с камерами пришлось заменить - штатная резина хотя и сохранилась, но от времени потеряла эластичность и местами потрескалась. Вместо них хорошо подошли шины от ГАЗ-66.
Чтобы подогнать базу колес под москвичовский кузов, кронштейны крепления задних рессор, а вместе с ними и сами рессоры передвинул вперед.
Раму ГАЗ-63 пришлось укоротить на 710 мм, чтобы она не слишком выступала сзади из-под кузова. На столько же укоротил и задний карданный вал. После этого отрезанный подрамник вместе с форкопом и траверсой переустановил в конец обрезанной рамы. В задней подвеске удалил подрессорники и в рессорах оставил по восемь листов, а в передних - только по семь. Этого вполне достаточно даже при полном комплекте пассажиров и загруженном "под завязку" багажнике. Кроме этого, передние рессоры теперь завел под балку переднего моста и закрепил их там перевернутыми стремянками. Это позволило немного уменьшить излишнюю высоту посадки в салон "джипа" водителя и пассажиров. По правде говоря, точно так же надо было закрепить и задние рессоры. Но это потребовало бы значительной переделки днища кузова, так как под ним я установил бензобак.
Двигатель. С его подбором были проблемы. Штатный мотор не сохранился, а если ставить современный высокооборотный, то скорость из-за больших колес получится слишком высокой. Езда же на пониженных передачах предвещала большой расход топлива. Устранить эти недостатки можно было только усложнением трансмиссии - надо было устанавливать еще и демультипликатор.
В конце концов все же удалось найти низкооборотный двигатель от машины тех же времен - армейского ГАЗ-69. Он вполне подходил для трансмиссии ГАЗ-63 - ведь ставили же, говорят, на эту машину двигатель от "Победы". Правда, мотор от ГАЗ-69 поменьше (поскольку в нем только четыре цилиндра, а не шесть) и послабее, но мощности (52 л.с.) для моей машины вполне хватает - она может тянуть за собой еще и прицеп грузоподъемностью до 3 т. А вот размеры мотора потребовали переделки лапок его крепления к раме. Еще пришлось выполнить дополнительные отверстия диаметром 10,5 мм во фланце картера сцепления и соответствующие резьбовые отверстия М10 в задней стенке блока цилиндров для более надежной стыковки двигателя и трансмиссии.
Все узлы и агрегаты трансмиссии: сцепление, коробка передач, раздатка, карданные валы, мосты с главными передачами - "родные", от грузовика-вездехода ГАЗ-63. По-видимому, машина была сделана когда-то на совесть - кроме уплотнительных резиновых манжет менять ничего и не пришлось. Тормозная система со всеми механизмами тоже штатная. Штатное и рулевое управление Только рулевая колонка передвинута дальше от передних колес, а рулевой вал удлинен и сделан с карданным шарниром.
Даже радиаторы - жидкостного охлаждения двигателя и масляный - все от того же ГАЗ-63. Установить их в моторном отсеке москвичовского кузова оказалось невозможным, поэтому пришлось пожертвовать внешним видом и вырезать переднюю часть кузова и капота, а также переделать открывание последнего на обратное. Теперь капот - "аллигаторного" типа, то есть поднимается спереди и откидывается к лобовому стеклу.
Кузов "Москвича" к раме ГАЗ-63 крепится в четырех точках: в двух - сзади и двух - спереди. Сзади к каждому лонжерону рамы прикручены болтами М16 по ложементу, а к ложементам приварена поперечина - дюймовая труба длиной во всю ширину рамы. Через соответствующие отверстия в поперечине и лонжеронах кузов стыкуется с рамой четырьмя болтами М14 - по два с каждой стороны.
Впереди кузов уложен на другую поперечину, сделанную из отрезков швеллеров № 8 и сваренных в прямоугольную трубу. И к москвичовскому кузову, и к газовской раме поперечина крепится тоже болтами М14 (по два с каждой стороны).
На раме под кузовом закреплен трехсекционный четырехпозиционный гидрораспределитель (от трактора "Беларусь") для самосвального прицепа. Рычаги его управления выведены в салон. Между передними сиденьями расположены рычаг включения переднего моста и рычаг включения понижающей передачи. Коробка перемены передач вместе с рукояткой их переключения находится как раз в том месте, где должна была находиться и москвичовская коробка. К коробке передач прикреплен картер вала отбора мощности с маслонасосом НШ-10 для гидросистемы.
Вот такая, в общем-то, нехитрая конструкция моего внедорожника.
"Джип" с кузовом от легкового автомобиля "Москвич-21403", типа универсал, и шасси от грузовика, вездехода ГАЗ-63:
1 - рама (от ГАЗ-63, укороченная); 2 - колесо (от ГАЗ-63, 4 шт.); 3 - шина (от ГАЗ-66, 4 шт.); 4 - кузов (от "Мос-квича-21403", типа универсал); 5 - передний дополнительный сигнальный фонарь (от сельхозтехники, 2 шт.); 6 - задний дополнительный сигнальный фонарь (от сельхозтехники, 2 шт.); 7 - радиатор (от ГАЗ-63); 8 - фары-искатели (от сельхозтехники, 2 шт.); 9 - масляный радиатор (от ГАЗ-63); 10 - бензобак; 11 - горловина бензобака
Трансмиссия "джипа" (все неуказанные позиции - от автомобиля ГАЗ-63):
1 - двигатель (от ГАЗ-69); 2 - сцепление; 3 - механизм отбора мощности; 4 - рычаг включения вала отбора мощности; 5 - коробка перемены передач; 6 - промежуточный карданный вал; 7 - рычаг включения пониженной передачи; 8 - раздаточная коробка; 9 - центральный тормоз; 10 - задний карданный вал (укороченный); 11 - картер главной передачи и дифференциала заднего моста; 12 - задний ведущий мост; 13 - рычаг включения переднего моста; 14 - передний карданный вал; 15 - рычаг переключения передач; 16 - колесо (от ГАЗ-66, 4 шт.); 17 - картер главной передачи и дифференциала переднего моста; 18 - передний мост
Рама "джипа" (от ГАЗ-63, укороченная и частично переделанная):
1 - бампер; 2 - буксировочный крюк (2 шт.); 3 - подмоторная балка; 4 - лонжерон (2 шт.); 5 - опорная балка агрегатов трансмиссии; 6 - средняя поперечина; 7 - задняя поперечина; 8 - подрамник с форкопом; 9 - траверса; 10 - серьга задней рессоры (2 шт.); 11 - задняя рессора (2 шт.); 12 - накладка и стремянки крепления заднего моста (2 компл.); 13 - кронштейн задней рессоры (2 шт.); 14 - серьга передней рессоры (2 шт.); 15 - успокоитель (2 шт.); 16 - накладка и стремянки крепления переднего моста (2 компл.); 17 - передняя рессора (2 шт.); 18 - кронштейн передней рессоры (2 шт.)
http://mkonline.ru/2005-03/2005-03-1.html