Фрирайд довольно экстремальное развлечение
Алексей ЧУПРИКОВ, фото Андрея КАМЕНЕВА
Покорять бездорожье можно не только на автомобилях. Например, есть специальные лыжи и сноуборды для катания вне трасс... Горнолыжный и сноубордический слалом – как автогонки на треке. Да, скорость, да, драйв и даже адреналин. Но – в строго заданных рамках. А вот фрирайд – внетрассовый спуск – похож на внедорожную гонку, на ралли-рейд.
Судите сами: разнообразный рельеф, неожиданные изменения траектории, препятствия в виде скал, обрывов и бревен, и все это в сочетании со скоростью и дикой природой. Аналогия с офф-роудом настолько близкая, что один из крупных производителей снаряжения, Dynastar, даже выпускал лыжи с названием 4х4.
Правда, некоторые фрирайдеры не прочь украсить процесс выполнением акробатических трюков, взятых из фристайла. Но это, конечно, необязательный элемент свободного спуска. Кстати, и на соревнованиях, во время которых основная задача – доехать до финиша и не упасть, спортсмены катаются более осторожно, избегая эффектных фокусов.
ЧЕМ МЯГЧЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Главная привлекательность фрирайда, конечно, в свободе, в независимости от укатанных склонов и наличия подъемников. Ведь опытный фрирайдер способен спуститься с любой горы. Были бы склон, снег да лыжи или доска.
Это не падение, а рабочий момент спуска по неисследованному склону
Вот только для обретения такой свободы придется поучиться и набраться опыта. А также обзавестись подходящим снаряжением. Некоторыми тонкостями с нами поделился участник и организатор многочисленных совревнований по фрирайду, организатор и судья 1 этапа Кубка мира Николай Веселовский. Начинающим фрирайдерам лучше заниматься на склонах с однородным мягким снегом: пока приобретешь опыт, упадешь не раз. Лыжи для фрирайда шире и длиннее обычных горных, а последняя тенденция – лыжи с обратным прогибом для очень глубокого снега: они облегчают выход на глиссирование, позволяя сконцентрироваться на изменениях траектории. Если не нравятся лыжи, можно использовать и сноуборд. Ну а тонкости выбора подходящего снаряжения приходят с опытом, и универсального рецепта здесь нет. Ведь фрирайдер сталкивается с самыми разнообразными ситуациями. Грамотный способ понять свои потребности после того, как появится мало-мальский навык – активное тестирование прокатных лыж или досок на курортах. Так можно, не переплачивая, на практике понять, что именно нужно для вашего стиля катания. А уж потом, накопив информацию к размышлению, приобрести свой идеал.
Nissan не только выпускает автомобили для любителей активного отдыха, но и является спонсором Мирового фрирайд-тура
Не менее важно правильно подобрать ботинки: это вещь сугубо индивидуальная, и надеяться на советы бывалых бесполезно. Придется экспериментировать.
Если говорить о том, в какую сумму выльется покупка снаряжения, то это примерно 30 тысяч рублей – за лыжи, ботинки, крепления и палки. Но не забудьте, что нужна еще и специальная одежда...
В горах надежный полноприводный автомобиль – необходимость. Именно поэтому многие лыжники выбирают Nissan
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА
Не будем скрывать – фрирайд несколько опаснее, чем бег трусцой. В частности, надо учитывать возможность схода лавины. Те, кто знаком с горами длительное время, категорически против выхода на склон без средств спасения: лавинного датчика, щупа и лавинной лопаты. Это минимальный набор, необходимый в горах любому: от лавины не застрахован никто. Для дополнительной безопасности можно его дополнить системой под названием Avalung, но на первых порах без этого можно обойтись. Ну и, конечно, неплохо бы позаботиться о своей целостности: защитить конечности, позвоночник и голову от травм. Щитки, панцири и шлемы особенно актуальны для любителей эквилибристики на склонах, но и простым райдерам не помешают.
Особые лыжи и наличие спасательного комплекта в рюкзаке – основные отличия любителей свободного спуска
С ГИДОМ, И ТОЛЬКО С ГИДОМ
Обучаться не обязательно самостоятельно. Скорее, это даже вредно для здоровья. Лучше воспользоваться услугами гида, который не только даст начальные навыки, но и проведет по безопасному маршруту. На многих курортах такие учителя есть. И не только за рубежом. Многие туристические компании предлагают горнолыжные туры с направленностью «фрирайд», но это для уже опытных любителей независимости. Для новичков есть более экономичный вариант: стандартные путевки и поиск инструктора на месте. Естественно, компании, специализирующиеся на горнолыжных турах, могут порекомендовать нужное место. Кстати, если вы едете самостоятельно, стоит уточнить, разрешается ли в приглянувшемся вам месте катание вне трасс. На всех курортах висят предупреждающие таблички об опасности «свободного» катания, но в некоторых местах доходит и до прямых запретов. К примеру, еще лет пять назад на Чегете спасатели жестко пресекали все попытки покататься по целине, страхуя себя от увеличения работы. Встречаются запреты на внетрассовые съезды в США и Канаде. И их нарушение может грозить судебным разбирательством. Так что не поленитесь уточнить, рады ли фрирайдерам в пункте вашего будущего катания.
Внетрассовый спуск в лесу – пожалуй, самая экстремальная разновидность фрирайда
Если снег рыхлый, а скорость достаточная, то можно выйти на глиссирование. Ощущения как на водных лыжах
http://media.club4x4.ru/953-frirajd-dov ... henie.html