Ручные фонари для путешественника
Автор: Алексей ЧУПРИКОВ, фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Ручные фонари обязательно должны входить в снаряжение автопутешественника. Но что выбрать? Попробуем разобраться... Казалось бы, зачем нужен ручной фонарь, если есть налобный? Оказывается, есть масса ситуаций, в которых без него не обойтись.
Например, штурман, прокладывающий маршрут в темноте, должен видеть значительно дальше 10–15 метров, которые пробивает луч «циклопа». Еще одна сфера применения – подача световых сигналов другим участникам группы или своему водителю. Мол, все нормально, езжай сюда. Ну а если доходить до крайностей, то некоторые фонари могут служить отличным оружием, как в качестве дубинки, так и ослепляющим: в жизни бывает всякое.
ТАКТИКА – ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Ручные фонари часто называют тактическими. На самом деле это понятие гораздо шире. Тактические модели предназначены для использования в армии и силовых структурах, поэтому они дороги, зато защищены от воды и ударов. Но самое главное – большинство таких фонарей в максимальных режимах не работает долго на одном комплекте батарей. Здесь расчет простой: боевая операция, требующая подсветки, как правило скоротечна. Максимум минут сорок – и все. А раз так, зачем экономить энергию? Лучше ее всю пустить на яркость луча.
Ручные фонари других типов могут быть как профессиональными – например, для пожарных, спасателей, поисковиков, так и любительскими. С одной стороны, профессиональные фонари отличаются лучшим качеством и продуманностью всех деталей, с другой – они могут быть даже неудобны для задач путешественника.
Фонари любительские – самое многочисленное семейство среди ручных вариантов. Есть дорогие модели высокого качества, полностью защищенные, выдающие сумасшедший по интенсивности луч и при этом долго работающие на одном комплекте батарей. Есть и дешевые, которых едва хватает, чтобы пережить одну поездку. Понятно, что для путешествий, когда находишься вдали от цивилизации, на первое место выходят надежность, защищенность и способ питания.
ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНА
Многие производители стремятся сделать яркость своих фонарей максимально возможной. И обычные «пальчиковые» батареи не могут обеспечить баланс между временем свечения и яркостью. Поэтому стандарт для ручных фонарей, как тактических, так и любительских высокого класса, – батарейки типа 123, небольшие бочонки. Стоят они недешево, 100–170 рублей за штуку, зато работают довольно долго, не боятся морозов до минус 40 градусов и хранятся лет десять. Если такой вариант все же не нравится – можно приобрести фонарь на аккумуляторах. Есть даже модели, в которых зарядное устройство рассчитано на размещение в автомобиле. Очень удобно: фонарь под рукой и всегда заряжен.
ЛАМПЫ НЕ В ЧЕСТИ
Производители уже практически не выпускают фонарей с лампами накаливания. Оно и понятно: большая часть энергии тут уходит не в свет, а в тепло. Гораздо привлекательнее светодиоды. Сами по себе они могут светить довольно ярко, отличаясь низким потреблением энергии. А если на них еще поставить линзу, собрав излучение в концентрированный пучок, то светодиод уступит по яркости только газоразрядной лампе (H.I.D.). Последние тоже используют в ручных фонарях, но они требуют очень емкого аккумулятора, поэтому громоздки и тяжелы.
Как и остальные световые приборы с газоразрядной лампой, фонари выходят на максимум свечения через пять–десять секунд, зато потом поливают окрестности даже лучше ксеноновых фар. Кстати, направлять такой фонарь себе под ноги не стоит: на маленьком расстоянии световое пятно получается слишком ярким и слепит. А еще они очень сильно греются: избегайте контакта включенного изделия с горючими и плавкими материалами. Именно поэтому перевозить фонари с H.I.D. можно только без аккумулятора: случайное включение точно приведет к пожару.
Впрочем, все фонари во время продолжительной работы сильно нагреваются. Если корпус металлический, то через 20 минут непрерывной работы он начинает обжигать руку (фонари с пластиковой рукоятью таким недостатком не обладают). Но на втором часу свечения температура уменьшается. Связано это с падением напряжения и меньшим нагревом светодиодов – именно диодные фонари могут работать так долго. Кстати, количество батарей, как оказалось, почти не влияет на яркость и длительность свечения светодиодов, так что размер фонаря в данном случае не показатель его эффективности.
Редакция благодарит за предоставленные на тест фонари компании «Автовентури», http://www.autoventuri.ru,
«Новая практика», http://www.n-praktika.ru, «Омега Тул», http://www.omegatool.ru, представительство компании Peli,
http://www.peli.ru, интернет-магазин http://www.superfonarik.ru
http://media.club4x4.ru/1132-ruchnye-fo ... nnika.html