Цепная реакция
Колесные цепи – одни из самых старых и проверенных автомобильных принадлежностей. Появившиеся еще в начале прошлого века, они находят применение по сей день и, пока для автотранспорта будет актуально понятие "бездорожье", забвение им не грозит. Цепи на колеса – изобретение весьма остроумное. По своей сути колесные цепи или, в более современном названии, цепи противоскольжения (ЦП) представляют собой "съемный протектор", дающий возможность "превращать" обычную шину в "вездеходную" и обратно, мобильно усиливая сцепные характеристики ведущих колес при езде в сложных условиях: по рыхлому снегу, жидкой грязи, льду и т.д. Вариантов исполнения ЦП на сегодня разработано целое множество, и, несмотря на простоту изделия, каждая разновидность имеет свою специфику.
Несколько конструкций
ЦП разделяются на два больших класса: "жесткие" и "мягкие". Первые представляют собой, в принципе, обычные цепи из овальных звеньев, связанные в определенном порядке. Основными видами такой вязи являются "лесенка", когда две боковые (идущие по окружности колеса) цепи соединяются перпендикулярными к ним поперечными отрезками; и "сота" - здесь рисунок представляет собой шестигранники, у которых две противоположных стороны образованы отрезками боковин, а два противоположных свободных угла соединены с соседними продольными перемычками. Существуют и вариации, когда у "лесенки" поперечины делают наклонными, ставят продольные перемычки (для больших колес), а у "соты" превращают шестигранники в ромбы, убирают продольные перемычки и скрепляют фигуры углами, пуская параллельно несколько рядов фигур (для грузовиков и тракторов), получают своеобразную "паутинную" вязь.
"Сотовые" ЦП признаются более совершенными. По сравнению с "лесенкой" вязь "сота" в силу своей геометрии обеспечивает более равномерное движение, практически без резких рывков, что снижает нагрузку на трансмиссию и уменьшает возможность "закопаться". Благодаря наличию продольных и угловых перетяжек "сота" лучше "лесенки" выходит из колеи. При этом перетяжки "соты", в отличие от "лесенки", практически не перекручиваются, меньше стирая резину, а также дает возможность конструкторам ЦП применять на "соте" самую широкую гарнитуру – вплоть до шипов.
Однако и у "лесенки" есть свои неоспоримые плюсы. Для цепей одного размера, материала и производителя ЦП "лесенка" стоит меньше чем "сота". Также "лесенка" меньше по массе и, благодаря более простому рисунку, если вдруг будет снята наскоро и брошена кое-как в багажник, проще потом распутывается. Поэтому, для того, кто не собирается систематически месить бездорожье, а лишь от случая к случаю, "лесенка" может быть весьма неплохим вариантом.
Тем более что для ЦП жесткого класса производители используют сегодня самую широкую гамму материалов: от различных сортов стали до алюминия и специальных пластмасс. По-
следние как раз целиком предназначены для эпизодического применения – прочность алюминиевых и пластиковых цепей ниже, чем стальных. Правда, они легче, а пластик вдобавок к тому не примерзает к рукам.
Значительно отличаются от "жестких" ЦП "мягкого" класса – хотя идея и геометрия те же, но исполнение совершенно иное. Поперечины-грунтозацепы "мягких" ЦП изготавливаются из износоустойчивой армированной резины, представляя собой оплетенные пучки тонких жгутов (как в экспандере). Соединяются они между собой тросами (или тонкими прочными цепями), из них внешний имеет подвижные крючки-захваты, на которые надета регулировочная цепь, определяющая силу натяжения.
Главные преимущества "мягких" ЦП: практически идеально плотное прилегание к колесу, бережное отношение к резине и возможность продолжительной езды по дорогам с твердым покрытием. Здесь "жесткие" проигрывают, ибо полного прилегания на них не удается достичь никогда, они в той или иной степени "едят" резину и вызывают дисбаланс колеса, не позволяя двигаться со скоростью выше 40 км/ч. Поэтому, миновав "бездорожный" участок и выехав опять на твердое покрытие, по которому предстоит достаточно проехать, "жесткие" ЦП приходится снимать, иначе стирается резина и изнашиваются сами цепи. "Мягкие" же ЦП гораздо лучше переносят шоссе, не "едят" резину и дают возможность двигаться с большей
(от 70 до 90 км/ч, в зависимости от конструкции и производителя) скоростью.
Однако, когда дело касается экстремальной езды вне цивилизации, "мягкие" ЦП уступают "жестким" – вездеходные качества у этого класса несколько хуже. Другой недостаток "мягких" ЦП – большее количество элементов конструкции, имеющей раздельные части, которые можно случайно забыть или потерять. По той же причине "мягкие" ЦП, в которых использованы разные и достаточно дорогие материалы, по цене выше "жестких".
Оценивая в целом, можно сказать, что "каждому – свое". Если нужно постоянно ездить по глубокому бездорожью, лучшими будут "жесткие" ЦП из хорошей стали, связанные "сотой"; для использования "по случаю", при наличии двух ведущих мостов, отлично подойдет и простая "лесенка". При "переменной" езде, когда чередуются твердые участки с в меру экстремальными – в самый раз "мягкие" цепи.
Немного из инструкций
По размерам колесные цепи всех типов разделяются на группы согласно номенклатуре шин, к которым они подходят. Впрочем, если выбрать цепь по размеру в магазине всегда помогут, то пользоваться-то ею придется самому, поэтому с инструкцией стоит ознакомиться повнимательнее. Прежде всего это относится к установке цепей, которая требует точности и аккуратности действий.
Надевание происходит так: цепи расправляются и расстилаются перед колесами точно вдоль оси движения, чтобы замки "смотрели" вперед и располагались с наружной стороны (по борту), а крючок был с внутренней стороны (к днищу). Затем нужно заехать колесами на цепи так, чтобы остановиться в 20-30 см от конца цепи. После этого завести большую часть цепи на колесо и зацепить крючок с внутренней стороны. Теперь нужно расправить все звенья на колесе (в "мягком" классе следом надеть регулировочную цепь), после чего завести и зацепить замок, который необходимо застегивать на максимально дальнее от него звено.
Одевание в цепи делается по два колеса на одной оси, но начинать можно с любой. Когда все цепи установлены, делается "прокатка" в 10 – 100 м (по местности), после чего замки еще раз подтягиваются. "Прокатку" необходимо делать в любом случае, чтобы выбрать образующуюся слабину, что особо относится к "зубастому" протектору, где нужно добиваться равномерного распределения звеньев цепи между ламелями резины.
При отсутствии опыта процедура вызывает трудности и кажется довольно утомительной. Поэтому, кстати, даже на полноприводных машинах, если нет особой нужды, часть автовладельцев ограничивается комплектом из двух цепей. Зная про возникающие осложнения, многие производители рекомендуют сначала хотя бы один раз потренироваться, а уж потом надевать цепи "в деле". Впрочем, пугаться первых затруднений с одеванием цепей не стоит – навык и сноровка вырабатываются достаточно быстро.
Не так мало значит и правильная укладка: колесная цепь, конечно, не рыболовная сеть, но распутывать на морозе и ветру комок грязного железа – занятие не из приятных. Гораздо лучше, если цепь после езды была сразу более-менее аккуратно уложена: надевать ее потом можно значительно быстрее.
В инструкции по использованию ЦП некоторые производители вносят и свои специальные рекомендации по пользованию. Так, при движении по глубокому снегу не рекомендуется долго буксовать на месте, иначе колеса, как фрезы, моментально выроют ямы, и машина плотно сядет на днище. В то же время небольшая пробуксовка здесь идет на пользу: колесо моментально самоочищается от налипшего снега, и цепи плотно схватывают грунт и выносят автомобиль. Общий же стиль езды с цепями должен быть по возможности плавным, без резких разгонов и торможений.
http://www.kolesa.ruТекст: Михаил Щелоков
Фото: Роман Останин