Что и как ломают снегоходчики
Автор: Евгения ЛЮБИМОВА, фото Виктории ИЛЬИНСКОЙ
Какие основные травмоопасные ситуации поджидают новичка при езде на снегоходе? Наиболее часто встречающиеся неприятности можно разделить на две категории. Первая – войти в контакт с деревом или словить какое-либо препятствие, спрятавшееся под снегом.
Ну а вторая – получить снегоходом по себе любимому во время совместных кувырканий. Конечно, еще можно уйти под лед или попросту замерзнуть, сломавшись или застряв где-нибудь вдали от цивилизации, но сейчас не об этом.
ЧТО ТАМ?
Под снегом может быть все что угодно: от столбика дождевальной установки до тракторного мотора. Мне, например, посчастливилось как-то найти железнодорожный рельс в ровной степи. На замерзшем водоеме тоже не все так гладко: там встречаются вмерзшие в лед бревна или здоровенные грузовые покрышки. Наезд на препятствие даже на небольшой скорости – скажем, на 20–30 км/ч – почти всегда приводит к полету через руль или удару об него. Как показывает практика, наиболее легко отделываются те, кто в момент незапланированного контакта стоял. Вылетать птичкой, да и отстегиваться от кувыркающегося снегохода из положения стоя намного проще, чем из позы вальяжного расслабона.
Въехать в дерево – рядовая ситуация для новичков. Все они говорят примерно одно и то же: «Я поворачиваю руль, а снегоход едет прямо». Чтобы объяснить, почему такое произошло, надо учитывать множество факторов. Таких как особенности управления техникой с короткой узкой гусеницей и с широкой; состояние снежного покрова, который, например, на полянке в лесу может быть рыхлым подтаявшим, а на теневой стороне овражка с твердым настом; наличие пассажира или груза, вносящих весомую лепту в поведение «снежика».
КУВЫРКОМ
Понятно, что кувыркнуться можно, воткнувшись передком снегохода в препятствие. Но есть и другие причины. На льду или хорошо укатанном снегу резкий разгон или торможение, а то и просто сброс газа чреваты боковым скольжением с последующим переворотом. Достаточно небольшого бугорка или рыбацкой лунки, чтобы процесс пошел. Причем пилота выбрасывает на твердый как камень лед, нередко прикладывая головой. Ну а в самых неприятных случаях сверху падает еще и снегоход. На подъемах, спусках и косогорах также вероятны красивые уходы. И тут надо не забывать о компенсировании центра тяжести переносом веса своего тела. На подъеме – вперед, на спуске – назад, на косогоре – в сторону, противоположную возможному падению.
Прыжки – даже с небольших трамплинчиков – могут преподнести массу неприятных сюрпризов. Вроде бы при одних и тех же условиях снегоход будет лететь с наклоном то на один бок, то на другой, а то и лыжами вниз. Соответственно, нормальное приземление может и не случиться. Также опасность кроется на гребенках или волнах разбитых трасс. Лыжи, воткнувшиеся в основание волны, отправят в полет и пилота, и снегоход. Кроме того, и при вроде бы правильном приземлении есть вероятность получить удар под пятую точку, причем весьма ощутимый, вплоть до компрессионного перелома позвоночника.
При прочих равных больше шансов выйти целыми из неприятностей у тех, кто не поскупился на экипировку. Шлем обязателен, а жесткие ботинки, защита коленей и панцирь-черепашка на тело – крайне желательны.
Самый правильный способ научиться ездить по снегу – совместные выезды с опытными товарищами. А вот катание в одиночку сродни русской рулетке, когда в барабане револьвера оставлена половина патронов. Даже при наличии телефона помощь может прийти слишком поздно, потому как вылезти со сломанной ногой из-под снегохода не всегда реально. А Дедушке Морозу все равно, он ждать не будет...
Благодарим за консультацию компанию «ГОРОДОФФ»
http://media.club4x4.ru/