23 апреля 2009
Семь минут урагана
Автор: Иван ЕВДОКИМОВ, фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Даже шины низкого давления полезно приспустить на бездорожье. Но как их потом быстро и без усилий накачать? Уникальность этих бескамерных шин заключается в малой толщине и высокой эластичности резинокордной оболочки, низком внутреннем давлении...
... и определенном соотношении массы шины к ее объему, что дает эффект малого давления шины на грунт (0,1–0,4 кг/см2), равномерно распределенному по всему пятну контакта.
ДАВЛЕНИЕ СКАЧЕТ...
В отличие от обычной шины, деформирующей грунт, шина сверхнизкого давления деформируется сама, адаптируясь к грунту и обтекая рельеф, что обеспечивает хорошее сцепление с грунтом – одну из составляющих высокой проходимости. Есть только одна проблема. Чем больше размер колеса, тем сложнее в нем поддерживать нужное давление. Рабочее давление при езде по асфальту у ТРЭКОЛа –0.5 атм., а по снегу – 0.1 атм. Вроде бы небольшая разница. Но, будучи помноженной на огромные размеры колеса, она дает очень большой объем воздуха, который предстоит закачивать в шину. Обычному насосу может не хватить и получаса на одну покрышку.
Большинство машин на шинах сверхнизкого давления никогда не выезжают на асфальт. Но и на бездорожье давление иногда приходится изменять – ведь при таком большом объеме воздуха в шинах оно меняется не только вследствие естественной утечки, но и просто от изменения температуры окружающей среды. Вспомните закон Шарля – для данной массы газа отношение давления газа к его температуре остается постоянным, если объем газа не меняется. Объем шины остается неизменным. То есть чем выше температура – тем выше давление в шине, и чем ниже температура – тем ниже давление в шине. Накачали шину в тепле, а потом ударил мороз – придется подкачать. Ну и на разном грунте нужно разное давление.
АТМОСФЕРЫ И АМПЕРЫ
В известной тюнинговой компании «Галагрин» решили эту проблему с помощью нового двухцилиндрового компрессора Warn Air Power VTC 560. Этот могучий агрегат разместили под капотом снегоболотохода ТРЭКОЛ-39041. Он может качать воздух под давлением 7 атм. в течение 30 минут, потребляя при этом ток 125 А. Главное преимущество – высокая производительность: он дает поток в 570 литров в минуту при давлении 0 атм. и 230 литров в минуту при давлении 6.33 атм. Это позволяет отказаться от ресивера и дает возможность накачивать сразу четыре громадных колеса ТРЭКОЛа.
Именно эту идею и осуществили в «Галагрине», установив систему центральной подкачки шин на снегоболотоход. Для этого пришлось дорабатывать бортовые редукторы мостов от «УАЗа», сверлить выходные валы для установки быстросъемов вращения – деталей, которые позволяют передавать давление на вращающееся колесо.
Магистраль от компрессора подает воздух на блок управляемых вручную кранов, установленный в салоне вездехода. Блок распределяет давление по колесам – он позволяет изменять давление как во всех шинах сразу, так и в каждой по отдельности. От блока кранов магистрали подводятся по мостам к бортовым редукторам, проходят через быстросъем вращения в выходные валы, откуда шлангами подаются в шины. Для обеспечения питания мощного компрессора установлены генератор 2022.3771 с реле 2702.3702 с ручной регулировкой и аккумулятор емкостью 100 а/ч.
Центральная подкачка колес представляет систему контроля над давлением в шинах с возможностью его изменения в процессе движения. Производительность ограничена сечением трубопроводов и производительностью компрессора.
МАТЧАСТЬ: ТРЭКОЛ
РАЗВЕДКА БОЕМ
Интересно было проверить, как работает эта система на практике. Сначала мы снизили давление с «асфальтовых» 0.45 до «снежных» 0.1. Открыв кран, пять минут слушали шипение выходящего воздуха. Затем закрыли кран и включили подкачку. Из-под капота раздался негромкий гул компрессора, и стрелка давления на манометре в кабине поползла вверх. Ровно через семь минут давление вернулось к «асфальтовым» 0.45. Помню, я накачивал обычным компрессором одно 38-е колесо своего Chevy К-5 гораздо дольше! Однако аккумулятор за это время был выкачан практически полностью, невзирая на его повышенную емкость и более мощный генератор.
Система позволяет проделывать все манипуляции с давлением в шинах непосредственно во время движения, но если к концу накачки шин заглохнет двигатель, запустить его не удастся – 100 а/ч батареи не хватает, а стоамперный генератор, отдавая максимальный ток в течение длительного времени, в жару просто сгорит. Имеет смысл поставить еще один аккумулятор.
http://media.club4x4.ru/