Как оборудовать салон внедорожника для ночевки в пути
Автор: Алексей ЧУПРИКОВ, фото Виктории ИЛЬИНСКОЙ, Альберта ГАРНЕЛИСА и Максима ФИЛИНА
Если вы до сих пор считаете, что комфортная ночевка на природе подразумевает наличие палатки, а салон автомобиля для этого не приспособлен, вы просто плохо информированы... Проблема ночевок во время путешествия не дает нам покоя. Палатки? их надо устанавливать, тратя на это время и силы...
А если дождь на улице? А зимой? Нет, такой вариант особого оптимизма не вызывает. В то же время каждый автопутешественник уже обеспечен стенами и крышей, которые не пропускают ни ветра, ни осадков. Да что там, внутри даже есть отопление! И в некоторых случаях автономное. Осталось только придумать, как в салоне оборудовать спальное место. Хотя чего там придумывать – все давно уже сделано. Надо только оценить и выбрать подходящий вариант.
ИГРЫ ПАТРИОТОВ
Общая схема устройства спальника в салоне внедорожника одинакова: в багажнике делается полка, под которой вещи, а на ней собственно кровать. Хотя и тут есть исключения. К примеру, компания «АнВиР» предлагает в UAZ Patriot спать на передних сиденьях, плавно переходящих в задние: просто разложить спинки так, чтобы получился один уровень без резких перепадов. Неровности поверхности смущать не должны: человеческое тело тоже, знаете ли, не параллелепипед. Если использовать откинутую назад спинку заднего сиденья в качестве подушки, то человек ростом до 175 см сможет растянуться на лежанке во весь рост. В стандарте таким образом в Patriot улягутся двое, но если поставить в проем между кроватями ящик или чемодан подходящей высоты, то хватит места еще и ребенку.
В UAZ Patriot багажник почти не используется под спальное место. Здесь полка в багажнике – органайзер пространства и опора для спинок задних сидений
По центру можно положить ребенка, если нишу чем-нибудь заполнить
Около стенок есть ниши, доступ к которым – через лючки с горизонтальными крышками
Под полкой для багажа предусмотрены выдвижные ящики из алюминия
Без традиционной полки, впрочем, здесь тоже не обошлись – она служит опорой для разложенных спинок задних сидений и одновременно органайзером багажника.
МАТРАС НА КАРКАСЕ
Для других автомобилей подход практикуется классический: каркас в багажнике, на нем полка, на полке лежанка. Здесь возможностей для конструирования много больше. Взять, во-первых, саму полку. Она может быть цельной, что не очень удобно: до лежащего около заднего сиденья предмета не дотянуться. Поэтому обычно ее делают поднимающейся. Тут тоже есть варианты. У продукции того же «АнВиРа», к примеру, створки складываются к бортам, на две стороны. Держатся они в вертикальном положении либо за счет спинок задних кресел, либо с помощью резиновых ремней.
В компании Off-Road-Light пошли более простым путем: сделали «гармошку», открывающую доступ к содержимому со стороны задней двери и заднего сиденья. Она же раскладывается внутрь салона на сложенные спинки задних кресел, образуя целиковую поверхность спальника.
В таком варианте доступ к находящемуся под кроватью грузу возможен только со стороны задней двери. Достаточно просто всем поднять головы
Для вещей, расположенных близко к заднему сиденью, доступ есть из салона
Доступ к содержимому нижней части багажника может быть со стороны задней двери
«Гармошка» из фанеры раскладывается до передних сидений, образуя цельную лежанку
А вот участники команды «Там. В России» решили обеспечить доступ к содержимому «подполочного» пространства по максимуму. В их варианте горизонтальная поверхность разделяется на множество крышек, открывающихся независимо и обеспечивающих доступ к изолированным отсекам. С пользовательской точки зрения такая компоновка наиболее удобна: если надо что-то достать снизу, необязательно всем покидать ложе, достаточно сгрудиться с одной стороны постели или просто поднять ноги.
Теперь обратим внимание на каркас. Он съедает довольно большую часть объема багажника. Понятно, что под полкой – место для хранения небольших вещей, но иногда требуется задействовать полный объем. Например, для перевозки дивана или еще чего-нибудь подобного. Но будем честны: как часто мы этим занимаемся? Не слишком, правда? Так что каркас вполне можно делать стационарным, как предлагает компания Off-Road-Light. Или все-таки съемным, как сделали ребята из команды «Там. В России»: откручиваются два болта – и основа вместе с полкой извлекается наружу. А можно взять пример компании «АнВиР» и вообще отказаться от постоянного каркаса, заменив его на боковые стойки и съемные поперечины. Удобно: быстрая трансформация почти без потери места.
Материал каркаса тоже имеет значение: массивная конструкция сильно утяжеляет заднюю часть авто. С другой стороны, погоня за снижением веса – использование алюминия или, скажем, титана – удорожает изделие. Но если уж каркас представляет собой сложную конструкцию, то лучше потратить больше денег, но добиться снижения веса. Именно так поступила команда «Там. В России». А если основа состоит буквально из пары палок, как у «АнВиРа», то можно обойтись и железом.
Деревянная часть является продолжением сложенных вперед спинок. Получается ровно. Под кроватью можно хранить любую поклажу, подходящую по габаритам
Кровать состоит из двух створок, каждая из которых делится на две половины
Вроде пустой багажник. А на самом деле здесь притаилась полноценная кровать
Основой под ложе служат две металлические трубки квадратного сечения
Кровать состоит из двух створок, каждая из которых делится на две половины
Плоскости лучше делать из ламинированной, не боящейся влаги фанеры толщиной 8–10 мм. Эстеты могут обшить внешнюю сторону полки ворсистым материалом: чистить сложнее, зато выглядит уютнее. В большинстве случаев профессионалы изготавливают их длиной только до задних сидений, выводя полку на уровень их сложенных спинок. Хотя есть решения и со спальником целиком из фанеры. В любом случае на полученную кровать придется стелить матрас или коврик: фанера – материал жесткий, да и все неровности убрать не получится.