С 1 января 2012 года техосмотр легковых автомобилей, а также всего грузового и общественного транспорта будет проходить по новым правилам.
Новые автомобили, которым не исполнилось трех лет, больше не должны проходить техосмотр.
Автовладельцы будут получать талон автоматически сразу при регистрации. Именно так это делается и сейчас, в переходный период. Машинам от трех до семи лет нужно проходить его уже раз в два года. Это касается и грузовиков до трех тонн. Для автомобилей старше семи - техосмотр становится ежегодным.
Все, кто занимается перевозкой пассажиров, то есть такси, автобусы и маршрутки, должны будут проходить техосмотр каждые полгода. Грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт (полицейские машины, "скорая помощь") - раз в год. Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны.
Пройти техосмотр можно будет в любом месте по собственному желанию. Он больше не привязан ни к месту жительства, ни к региону, в котором зарегистрирована машина.
По мнению различных экспертов цена техосмотра вырастет. Предполагается, что его стоимость будет в районе полутора-двух тысяч рублей. Придется платить и за повторный техосмотр. Сейчас, если вы не прошли техосмотр, например, из-за того, что у вас стоп-сигналы не работают, то в течение 20 дней вы можете провериться еще раз бесплатно причем в любом пункте. С нового года в коммерческом пункте в течение 20 дней вам придется заплатить за проверку тех узлов, которые были неисправны. Но это при условии, что вы проходите эту проверку в том же месте. А если поехали в другой пункт, то вам придется проходить всю процедуру заново и платить за нее по полной программе.
Проводить техосмотр сможет любой желающий, будь то автодилер, автосервис или "дядя Вася" из соседнего гаража.
Главное требование: у всех у них должно быть соответствующее диагностическое оборудование, как минимум один технический эксперт в штате и возможность передавать сведения о результате техосмотра в единую автоматизированную информационную систему.
До сих пор к техосмотру не допускались организации, которые занимаются ремонтом машин. И логика в этом была простая: такие коммерсанты с легкостью найдут массу неисправностей даже у нового автомобиля, чтобы в соседнем цехе тут же все исправить за дополнительную плату. Чем обернется подобное нововведение сейчас - неизвестно.
Кстати, аккредитовывать операторов технического осмотра - именно такое название получат организации, которые будут выдавать заветный талончик, - будет Российский союз автостраховщиков. И начнет он это делать не позднее 1 января.
Чтобы с нового года у автовладельцев вообще было куда обращаться за техосмотром. А до этого времени должны быть разработаны многочисленные подзаконные акты, а также требования пунктам осмотра и непосредственно к автомобилям.
Кстати, сейчас в стране более двух с половиной тысяч пунктов техосмотра. А по подсчетам экспертов, чтобы не создавать нездоровый ажиотаж вокруг этой процедуры и очереди, их требуется около 10 тысяч.
Конечно, за столь короткое время просто физически невозможно аккредитовать такое количество пунктов. Но хоть какую-то их часть с первого января придется ввести в эксплуатацию.
Впервые законодательно установлена солидарная ответственность операторов техосмотра и водителей за неисправность автомобиля, которая привела к аварии. Если неисправность не заметил оператор, то ущерб, причиненный ДТП, возмещать будет он.
Надо сказать, что еще в течение двух лет, до 1 января 2014 г. автовладельцы смогут выбирать, где пройти эту нудную процедуру. В пункте Гостехосмотра, под бдительным оком сотрудников ГИБДД, по старым расценкам, или у оператора осмотра, по новым ценам и пока непонятным правилам.
С 2014 года выбора не останется - заветный талончик можно будет получить только у операторов.
Меняется также порядок получения талона ТО. До сих пор автовладелец сначала покупал полис ОСАГО, потом ставил машину на учет, и только потом проходил техосмотр. С вступлением в силу закона все будет в ином порядке.
Сначала надо пройти техосмотр, потом купить полис ОСАГО - без талончика вам его не продадут - и только потом ставить машину на учет. Если у вас срок действия талона техосмотра истекает менее чем через шесть месяцев, вам также откажут в покупке полиса. Сначала техосмотр - потом автогражданка.
Наличие полиса обязательного страхования будет являться подтверждением того, что водитель прошел техосмотр. Как это будет происходить в реальности, рассказала вице-президент РСА Светлана Никитина:
– У вас написано на талоне — август 2011 года. Вот действие этого талона у вас продлено до окончания срока действия ОСАГО в 2012 году. У нас основная масса договоров ОСАГО заключается в декабре. Соответственно, у вас этот талон действует до декабря 2012 года. До декабря 2012 года вам надо пройти техосмотр. Вы не обязаны прийти именно в декабре в пункт техосмотра. Вы можете прийти и в ноябре, и в октябре, и даже в сентябре. Проходите техосмотр. Для того чтобы пройти техосмотр, требуются два документа, которые предусмотрены законом — ваш документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации либо паспорт транспортного средства. С талоном техосмотра приходите к страховщику и заключаете договор ОСАГО.
У автолюбителей есть опасения, что теперь страховщики повысят тарифы. Однако, по мнению лидера Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, в этом случает водитель сам может выбирать компанию и более выгодные тарифы:
– Думаю, что страховщики в данном случае заинтересованы не во взимании дополнительной платы, а в привлечении клиентов. Поэтому это им абсолютно не на руку. Даже если так произойдет, то бороться со страховщиками можно: если вам не нравится страховая компания, которая взимает с вас дополнительно плату, вы можете пойти в другую. В законе четко и ясно сказано, что страховые компании за проведение технического осмотра и ведение какой-либо коммерческой деятельности, во-первых, не могут брать деньги, во-вторых, не могут вести такую деятельность. Считаю, что все будет зависеть от самих автовладельцев, от общества, которое в состоянии контролировать страховые компании. А страховые компании, если вы их не будете контролировать, естественно, будут лоббировать только свои интересы. Поэтому хотелось бы, когда мы принимаем такие законы, чтобы общество перестало безмолвствовать и активно боролось за свои интересы.
Какие документы понадобятся для прохождения техосмотра по новым правилам?
В первую очередь, конечно же, свидетельство о регистрации автомобиля. Если машина зарегистрирована. Если она новая - то паспорт транспортного средства и договор купли-продажи. Либо другие документы, подтверждающие ваше право собственности на авто.
Если вы управляете транспортным средством по доверенности, то и саму доверенность. Напомним, что доверенность может быть как полученной в нотариальной конторе с подписями и печатями, так и оформленная в простой рукописной форме.
Хорошая новость. После вступления в силу нового закона инспекторы на дороге не будут проверять наличие талона техосмотра.
Уходит в прошлое и санкция за это. Наличие полиса ОСАГО уже подтверждение того, что техосмотр пройден.
Исключение сделано для таксистов, водителей автобусов и прочих, кто занимается коммерческими перевозками. Для них ответственность за непройденный техосмотр сохранилась. А проверять наличие полиса будут, как раньше. Напомним, что за его отсутствие грозит не только штраф, но и запрет эксплуатации с лишением государственных знаков.