Как разъясняют в ГИБДД, все гораздо проще, чем кажется. Во-первых, по-прежнему, талон техосмотра на автомобиль должен иметься в наличии обязательно, за его отсутствие предусмотрена административная ответственность. Причем талон должен быть непременно с отметкой об очередном прохождении ГТО в каком-либо месяце 2011 года. То есть, "амнистия" распространяется только на тех, кому очередной государственный технический осмотр проходить нужно в 2011 году. Все талоны ГТО, которые просрочены больше, чем на 5 месяцев (были действительны до конца 2010 года), так и остаются просто просроченными талонами ГТО. Собственники автомобилей с такими талонами, по-прежнему обязаны проходить техосмотр. Равно как и обязаны проходить ТО те, кто только что купил автомобиль б/у.
Исключением станут автовладельцы, которые покупают машину с сохранением регистрационных знаков (номеров) предыдущего собственника. В этом случае талон ТО, который был выдан бывшему владельцу авто, останется действителен. Но, опять же, срок его действия должен быть до 2011 года, в противном случае "амнистия" на него не распространяется. Для тех, кто покупает автомобиль с заменой регистрационных знаков, но с действительным до 2011 года талоном ГТО, тоже есть возможность избежать его прохождения в этом году. Действующим законом о техосмотре предусмотрено, что в этом случае, оплатив госпошлину 300 рублей, собственник может заменить талон ГТО на пункте технического осмотра, без прохождения инструментального контроля. Срок выданного взамен талона не может быть больше, чем срок талона, который вы обмениваете.
Что касается собственников новых авто (возрастом до 12 месяцев), то было принято решение упростить им жизнь, и позволить вовсе не ехать на пункт технического осмотра: талон ГТО просто будут выдавать в подразделении ГИБДД при регистрации автомобиля. Немного не повезло тем, кто купил новую машину совсем недавно, но уже успел зарегистрировать: им придется обращаться на ПТО и проходить технический осмотр, чтобы получить талон.
Еще один момент: некоторые граждане, решив, что ТО теперь отменили вовсе, успели вырваться на дороги с просроченными талонами техосмотра. Те, кто поспешил так сделать и получил в итоге запрещение эксплуатации путем снятия регистрационных знаков, про "амнистию" техосмотра могут забыть. Поскольку номера были сняты до вступления в силу постановления премьера, для возврата регистрационных знаков таким автовладельцам по-прежнему необходимо устранить нарушение, за которое они были изъяты. То есть – пройти техосмотр "по старинке", и только потом забрать номера из ГИБДД.
Стоит отметить, что срок прохождения ТО на 12 месяцев переносится только для легковых автомобилей, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны. Эти автомобили не должны использоваться в коммерческих перевозках, а именно не работать в качестве такси и не участвовать в другой предпринимательской деятельности. Во всех этих случаях "амнистия" техосмотра не предусмотрена.
Что будет.
Объявленная премьер-министром России "амнистия" похожа на классическое затишье перед бурей. Она будет отменена тогда, когда вступит в силу новый закон о правилах техосмотра. В Госдуме обещают рассмотреть законопроект во втором и третьем чтениях уже в середине июня. О том, что именно на сегодняшний день подразумевается под новыми правилами ТО, накануне написала Газета.ru, к корреспондентам которой попал текст законопроекта. Основная идея изменений: весь государственный технический осмотр транспортных средств будет проходить через страховщиков.
Законопроект № 154738-5 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" пока не исключает участие ГИБДД в процедуре техосмотра, вплоть до 2014 года. Это сделано для того, чтобы "удержать на плаву" существующие пункты ГТО, их сейчас в России насчитывается порядка трех тысяч. Однако, с вступлением в силу закона о ТО, им необходимо будет для осуществления своей деятельности пройти аккредитацию у страховщиков. Параллельно с января 2012 года будут запускаться пункты ГТО, которые будут работать уже полностью без участия Госавтоинспекции. Их будет аккредитовывать РСА (Российский союз автостраховщиков). Таким оператором ГТО сможет стать любое СТО или автодилер, имеющий необходимое оборудование и технических экспертов, хотя бы одного. Аккредитация будет платной, но стоимость ее пока неизвестна. За страховщиками сохранится право приостановки или отзыва аккредитации в случае нарушений или жалоб на работу пункта ГТО.
Основное изменение для автовладельцев будет заключаться в том, что талон техосмотра, как таковой, для управления автомобилем будет не нужен. Из КоАП РФ исключат статьи, предусматривающие наказание за отсутствие талона ГТО (сейчас, если вы не прошли ГТО, то заплатите штраф от 500 до 800 рублей, а также вам будет запрещена эксплуатация ТС путем снятия номеров; просто за отсутствие талона ГТО – 100 рублей штрафа). Штраф от 500 до 800 рублей сохранятся только для водителей пассажирского транспорта, а также для таксистов.
Однако, жизнь проще от этого не станет: обязательной будет, по-прежнему, страховка ОСАГО. А вот ее уже будет получить невозможно без талона техосмотра. Кстати, сам талон в виде пластиковой карточки вовсе могут упразднить. Дело в том, что РСА будет формировать открытую базу, в которую операторами будут вноситься сведения о прохождении ГТО. За невнесение информации в базу уже предусмотрено наказание: от 3 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических. Создание и ведение базы должно обеспечить МВД. Сведения о прохождении определенным автовладельцем ГТО будут поступать страховщикам по запросу.
Скорей всего, стоимость государственного технического осмотра серьезно увеличится. Уже сейчас говорится о том, что стоимость рассчитают среднюю от нынешнего размера госпошлины (300 рублей) и стандартного размера взятки, за которую покупают талон ТО. По предварительным данным, стоимость ГТО будет составлять от 1,5 до 3 тысяч рублей. Причем предусмотрено, что ценник будет меняться в зависимости от типа ТС и объема проводимых работ.
Что касается периодичности прохождения техосмотра, то тут практически ничего не изменится. Для 3-7-летних легковых авто и легких грузовиков от 3 до 7 лет ТО будет проводиться один раз в два года, старше 7 лет — каждый год. Для пассажирского автотранспорта, предназначенного для коммерческих перевозов, техосмотр нужно будет проходить раз в полгода. Для грузовиков свыше 3,5 т, авто со спецсигналами и учебных машин — ежегодно. Поменяется ситуация для владельцев автомобилей, возраст которых не превышает 3 лет, им талоны ТО будут выдавать автоматически, без инструментального контроля.
Кстати, законопроект исключает необходимость прохождения ТО для прицепов с разрешенной массой до 3,5 тонн.
Что касается сакраментального вопроса – а когда же проходить техосмотр с 1 января 2012 вопроса, то, если ничего не изменится, можно будет случайно получить приличную отсрочку, кроме заявленной амнистии. Поскольку ТО нужен будет только для получения полиса ОСАГО, то, соответственно, и проходить его следует непосредственно тогда, когда настанет срок оформления очередного полиса. То есть, грубо говоря, получив полис в декабре 2011, вы сможете ездить без ТО и почти весь 2012 год. Однако, пока неизвестно – допустят ли такое сами страховщики и операторы ГТО, которых они аккредитуют. Загвоздка в том, что материальную ответственность за ДТП, если оно случилось из-за неисправности авто, будут нести именно операторы. Разумеется, что им такой расклад будет невыгоден...
Подготовила Елена Чернякова
http://www.edoroga.ru/news/n3755/